Такой разный… Владимир Филатов

Проезжаю в субботу мимо Ростовского музыкального театра, - читаю новую афишу: симфонический оркестр, солист Вадим Репин. Неожиданно я поймала себя на мысли: а ведь каждый исполнитель может достигнуть очень многого, подобно этому или любому другому именитому артисту, нужно лишь усердно трудиться и иметь большое стремление добиться успеха.

Именно такими качествами обладает юный скрипач Владимир Филатов – студент первого курса Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. Именно на его концерт я сейчас и направляюсь. Его программу составили произведения различных авторов, эпох и направлений – от Баха до Сарасате. По сути, это было «обыгрывание» перед международным конкурсом, на который музыкант едет почти сразу после этого выступления. Правда, в сегодняшней афише не хватало концертов Моцарта и Вивальди («Зима» из цикла «Времена года»).

Владимир Филатов начал заниматься музыкой, когда ему было 5 лет. С первых же уроков он попадает в класс педагога Ростовской консерватории, ныне доцента Дмитрия Шейнкмана. Он по сей день всегда рядом – обучает, наставляет и всячески поддерживает своего ученика. Вот и сейчас концерт не начинается без него, Владимир очень переживает, хотя на лице полная сосредоточенность и погруженность в предстоящую игру. А вот и Дмитрий Виленович – именно он сейчас представит своего ученика и выступит в роли конферансье. Кстати, а что будет звучать? Почему в консерватории не было афиш? Или возможно они были такими неброскими и висели совершенно в неподходящих местах, что никто и не заметил.

В свои 18 лет (19 ему будет уже совсем скоро) Владимир является победителем множества конкурсов. Среди них: всероссийский конкурса «Юные дарования» (первая премия), международного конкурса М. Стрихаржа (вторая премия); с 2008 года скрипач является стипендиатом фонда имени М. Ростроповича. При этом он не зациклен только на скрипке, и успевает еще поиграть в футбол с друзьями, прочитать кучу замечательных книг. Его любимые авторы – Достоевский, Булгаков и Пастернак.

Особых музыкальных предпочтений он не имеет, любит слушать и играть любую классическую музыку. Для него каждое произведение интересно и увлекательно по-своему.

…Я слушаю исполнение Сарабанды Баха, и понимаю, что все же не всякая музыка подходит по образу для этого прекрасного юноши. А вот каприсы Паганини – это его, кажется, будто они такие же неистовые, как и он сам. Хотя, в силу того, что Владимир понервничал перед началом – каприсы оказались «капризными» и не совсем поддались ему.

Мне кажется, что Владимиру хорошо бы удалась романтическая музыка… А! Вот Чайковский, первая часть знаменитого концерта – уже лучше. Появилась свобода, дыхание, каждая новая тема безумно поэтична – тут и волнительная лирика, и мятежный дух, и торжество, и изящество. А концертмейстер… это ведь тоже часть действа, целый оркестр за плечами у скрипача. Евгения Горбенко идеально заменяет весь состав оркестра. Она весьма изящно, в полголоса играет тогда, когда в главной роли солист, а когда наступает её пора, то – держись, рояль! – сочно, ярко, грандиозно.

Рахманинов?… Да, это «Вокализ» Рахманинова. Вот оно, то эмблемное произведение, которое теперь будет ассоциироваться лично у меня с Владимиром. Каждый звук очаровывает все больше и больше – в зале наступает тишина, слушатели сдерживают дыхание. Как тонко звучит мелодия, у меня даже мурашки по телу пробежали… нет, не от холода, а от того, что мелодия проникла в меня, в самую глубину сердца. Звук так и веял над залом после того, как отзвучала музыка, он словно туманной пеленой окутывал зал.

Казалось бы, вот она, кульминация концерта. Но это было еще не все. Перерывы между произведениями крайне малы; интересно, он успевает перевести дух в паузах? Вероятно, да, потому что произведения не «слипаются», каждое – самостоятельная ценность. Или, если хотите, каждое новое произведение – это осенний листик, который отрывается с дерева – и летит всегда по разному, совершая разные фиоритуры в воздухе.

Последний номер программы – «Цыганские напевы» Сарасате. Вот тут-то Владимир и продемонстрировал способность быть разным, причем меняться очень быстро, переключаясь от благородной лирики к яркой, виртуозности и блеску.

…Впереди у Владимира международный конкурс скрипачей имени Демидовых в Екатеринбурге, поездка в Шотландию, где пройдет мастер-класс Д. Шейнкмана с участием Владимира.

О будущем он не загадывает, но совершенно очевидно, что оно навсегда связано со скрипкой. «Скрипка это моя жизнь, воздух, которым я дышу. Она – часть меня, мое сердце».

Валентина Жигайлова