«Московское трио»: педагоги и артисты

В рамках всероссийского художественно-просветительского проекта «Новое передвижничество» в этом сезоне после ярких осенних премьер знаменитых солистов и коллективов, ростовским любителям музыки предстояла еще одна интересная встреча с одним из всемирно известных камерных ансамблей – «Московским трио». Он старейший в России среди коллективов такого рода, ибо основан был в 1968 году в классе камерного ансамбля профессора Московской консерватории Т. А. Гайдамович. Трио молодых музыкантов Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина с первых выступлений привлекло к себе внимание высоким уровнем профессионализма. Продолжатели традиций одноименного камерного ансамбля конца XIX – начала XX века Д. Шора, Д. Крейна и М. Альтшулера, современный состав с успехом гастролирует по нашей стране и за рубежом, является лауреатом многих международных конкурсов.

Народные артисты России провели со студентами Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова мастер-классы. Они в неформальной обстановке поделились своим опытом с молодыми музыкантами. В связи с тем, что открытые уроки проходили одновременно в разных аудиториях, мне удалось поприсутствовать в малом зале, где со студентами работал А. Бондурянский, бессменный участник «Московского трио» от начала создания коллектива.

Будучи в Ростове в предыдущий раз, как сказал сам артист, «когда на стене малого зала висел еще портрет Ильича», выдающийся музыкант, не смотря на все свои регалии, был очень прост и радушен в общении со студентами. Точные замечания к игре, перемежающиеся забавными выражениями и красочными сравнениями, создавали атмосферу живого творческого процесса.

Мастер-класс начался показательным выступлением Максима Тимофеева: с уже не школярским пониманием музыки он исполнял «Прелюдию. Хорал. Фугу» Франка. А. Бондурянский высоко оценил исполнение молодого музыканта, и соглашался со многими моментами тимофеевской трактовки Франка.

Но вот магия настоящего мастер-класса: несколько точных замечаний и рекомендаций профессора, – мгновенная реакция молодого пианиста – и слушатели в зале имели возможность «почувствовать разницу»!

А. Бондурянский как выдающийся мастер камерного ансамбля занимался и с дуэтом Олега и Натальи Безугловых, которые, несмотря на большой опыт концертных выступлений, своим исполнением Крейцеровой сонаты Бетховена вызывали у профессора ассоциации с «российскими футболистами на поле». Выдающийся пианист, с репликой «Не мое фортепианное дело, конечно, но...» смог дать несколько точных советов солисту скрипачу. Интересно было наблюдать за работой профессора с камерным ансамблем студентов 4 курса. Молодые музыканты чутко реагировали на все замечания, и это у них получалось.

Урок мастера продолжался два с лишним часа, но они пролетели незаметно. Для тех, кто не присутствовал, хочется изложить несколько советов от профессора: чтобы быть хорошим музыкантом, «не всегда нужно высшее образование, иногда требуется средняя сообразительность». «Прежде чем придумывать свое, надо сыграть так, как в нотах». И всегда помните, пианисты, «что там у вас за спиной кто-то играет на скрипке».

Вечером после такого насыщенного дня сами солисты «Московского трио» представили на суд многочисленной публики насыщенную концертную программу.

Благодаря активной творческой деятельности этого камерного ансамбля в концертных залах мира вновь зазвучали забытые трио М. Клементи, И. Брамса, Ф. Шуберта, Клары Шуман, Э. Т. А. Гофмана, Э. Грига, Г. Доницетти, К. Дебюсси. Фортепианные трио А.Чайковского, М.Чулаки, Э.Лазарева, И.Голубева, П.-Х.Нурдгрена посвящены «Московскому трио».  Музыканты впервые исполнили ранее неизвестное юношеское трио № 1 Д. Шостаковича. А на концертах «Московского трио» в сопровождении симфонических оркестров можно услышать Тройные Концерты Л. Бетховена, А. Казеллы, Б. Мартину, Н. Черепнина, С. Беринского, А. Чайковского и А. Николаева. Последние три произведения вдохновлены ансамблем, ему посвящены и им впервые исполнены в Большом зале Московской консерватории.

Музыканты такого уровня не так часто приезжают в Ростов, и поэтому малый зал консерватории оказался действительно малым для большого количества желающих послушать игру мастеров. Студенты в прямом смысле слова сидели у ног артистов, некоторые стояли в проходе. Краткое вступительное слово ректора Ростовской консерватории А. Данилова – и зазвучала проникновенная музыка до-мажорного Трио Й. Гайдна ор.27. С первых же звуков музыканты показали свое высочайшее мастерство игры в ансамбле. И это при том, что каждый из артистов гастролирует не только в составе ансамбля, но и известен в стране и за границей как солист-виртуоз. Фортепиано под руками А. Бондурянского звучало как абсолютно камерный, легкий инструмент, ни на секунду не выходя на первый план и не затмевая теплый звук скрипки Владимира Иванова и бархатный голос виолончели Михаила Уткина. Трио Гайдна неоднократно исполнялось музыкантами на разных площадках мира. В личной обширной дискографии ансамбля имеется две записи этого произведения, одна сделана в России, одна в Германии.

Блестяще прозвучали также трио Ф. Мендельсона (№ 2) и И. Брамса (H-dur). И хотя под конец выступления чувствовалась значительная усталость артистов, все же зал был в восторге. Музыкантам аплодировали стоя. А в благодарность слушателям «Московское трио» исполнило на бис «Думку» А. Дворжака.

Галина Козева