Шкатулка с любовными письмами, колбаса и пистолет

Две оперы ростовских композиторов в один вечер

Какая она, камерная опера XXI века?

По мотивам любовной лирики одного из известнейших русских поэтов? Классическая повесть о несчастной любви, обрамленная тонким струящимся шифоном, шорохом писем, вееров и прочими атрибутами дворянской жизни?

Или на либретто современного автора? Выдуманная история о роковой встрече шестерых в купе, на фоне рисуемой прямо во время представления «большой цветной колбасы»?

Что предпочесть – расположить ансамбль музыкантов на сцене, и этим выстроить некую символическую стену между влюбленными? Или организовать выход оркестра из-за кулис в зал под звуки фортепианной увертюры, и задействовать все пространство сцены, отдав ее «во власть» автора-чтеца, солистов, артистки балеты и художников? Поручить роли преимущественно студентам консерватории или известным в городе и за его пределами опытным музыкантам? Лирические сцены или полная неожиданных сопоставлений музыкальная ткань трагикомического фарса?

Кто вызовет трепет души? Одухотворенная волшебница – балерина, богиня Любви? Или зловещая фигура в черном, появляющаяся в самые неожиданные моменты? Разорванные нежной женской рукой письма с дорогими воспоминаниями? Или сорванный Алкоголиком плакат с ярким ненавистным изображением? Утонченные аристократические костюмы, или привычность сегодняшних «будничных» одежд? Нежное мерцание свечей, или яркие прожектора несущегося поезда? Колокольный свадебный звон, или механический стук колес?..

Если 12 ноября вы пропустили Вечер камерных опер (проходивший в рамках фестиваля «Донская осень», посвященного 70-летию Ростовской организации Союза композиторов), вам никогда не узнать ответа на вопрос, с которого мы начали разговор. Так же, как и никогда не услышать премьерного исполнения фрагментов оперы А. С. Матевосян «Любовь Графини Д. в письмах и стихах» (по произведениям А. Апухтина) и «Русской рулетки» А. А. Хевелева, написанной на либретто брата композитора Сергея. Аракс Матевосян – заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры фортепиано, имеющая уже немалый опыт в написании опер, Алексей Хевелев – лауреат международных конкурсов (как композитор и пианист), дебютант в этом жанре. Своей музыкой они нарисовали кому-то близкие, кому-то далекие, но, несомненно, очень правдивые истории! У каждого своя история! Главное, чтобы «открылась истина каждому Художнику» (как поет один из персонажей) – тогда она непременно найдет своего слушателя! Произойдет ли это во время любовного дуэта «Поверьте» или под шум вагонов и атмосферу вокзала? А может кто-то увидит в себе черты влюбленного Можайского, или характер одного из героев знаменитой «шестерки» в купе поезда? Люди такие разные, такие похожие! Цифры – ваша слабость? Калькулируете процессы, которые потом калькулируют вас? Или вы – презирающий всех и вся скептик Смельчак? А, может быть, Алкоголик, уносящий на своих белоснежных крыльях всю нечисть?.. Главное, чтобы среди тысяч отражений – таких разных, таких похожих – каждый увидел свое лицо… Честное отражение своего лица, по которому бегут слезы, и еще сердце, которое шепчет в унисон с Композитором: «Господи, прости мою душу грешную…»

…Что выглядит трагичнее и вызывает наиболее живую реакцию слушателей: опустошенная шкатулка, или в шестой раз заряженный револьвер?.. Наверное, Председатель правления Ростовской композиторской организации Ю. Б. Машин, посчитавший, что одного композитора следует наградить грамотой на сцене под овации зрителей и яркий свет прожекторов, в то время как другому будет достаточно вручить ее в темноте, за кулисами камерной сцены Ростовского музыкального театра.

Марина Корниенко