Палитра осенних музыкальных красок

Начался фестиваль музыки ростовских композиторов

Ноябрь, вечер: машины, люди, – такая суета… тучи, слякоть – так холодно!!! Все спешат домой, даже не замечая вокруг себя здания – в час пик все кажется одинаково серым и обыденным, а ведь среди этих строений есть те, о которых нельзя забывать ни при какой погоде. Вступила в права «Донская осень», именно так называется фестиваль, который проходит с 10 ноября по 11 декабря и посвящен двум юбилеям – 50-летию Союза композиторов России и 70-летию Ростовской композиторской организации.

В холле филармонии всегда толпятся зрители, которые приходят пораньше, чтобы повидаться с друзьями и поговорить; на сцене проходят последние приготовления, а главные фигуры этого вечера – композиторы Л. П. Клиничев, В. С. Ходош, В. Ф. Красноскулов, Ю. Б. Машин, и уже заняли свои места в зале. Кажется, где-то здесь и А. И. Кусяков, который не дожил до этого вечера, но занял свое место в зале – в сердцах исполнителей и слушателей. Все подробности о создании, сегодняшнем дне Ростовской организации Союза композиторов узнаю из статьи А. Я. Селицкого, помещенной в буклете фестиваля.

На сцене Ростовский академический симфонический оркестр, дирижер – народный артист России Семен Коган. Программа концерта была хорошо построена, я все пыталась назвать это одним словом, но не получалось. А в конце под торжественные звуки музыки Л. Клиничева, мне пришла в голову совсем сумасшедшая идея – «супер-симфония»! Симфония жизни от пяти ростовских мастеров: каждое из произведений воплощало будто одну грань грандиозной картины, а все вместе создавали образ Человека в разных его ипостасях. В этом смысле не столь важно, что хронология создания пяти сочинений охватывает около 50 лет – от 60-х годов прошлого века до начала нынешнего.

Вторая симфония «Осенний Ноктюрн» А. И. Кусякова открывал вечер. Это исповедь одной человеческой души, монолог, идущий от самого сердца. Соло флейты олицетворяет одинокого человека, ищущего участия в огромном мире. Этим миром был весь оркестр: вначале его звучность словно таинственно подкрадывалась и угрожала, затем он начал властвовать над метущейся душой, покоряя её. Казалось, она погибнет во мраке, и мы даже услышали звук погребального колокола. Но затем ужас сменился покоем, появилась надежда, и зазвучал уже дуэт флейт: лирический герой нашел родственную душу… Зал замер, аплодисменты раздались только спустя несколько секунд.

Дальнейшее действие, думаю, смутило не только меня, но и, как мне кажется, В. С. Ходоша, чье сочинение уже было объявлено. С. А. Коган решил взять слово, которое уместнее было сказать пораньше. Он подчеркнул, что Кусяков внес неоценимый вклад в искусство города, всей России, и даже всего мира. Коган рассказывал о том, что первая симфония Кусякова звучала на одной сцене вместе с «Жар-птицей» Стравинского, и не уступала ни в какой мере ей. А на панихиде Коган пообещал, что исполнит вторую симфонию – и сдержал слово, посвятив это выступление светлой памяти композитора.

Следующей частью «моей симфонии» была романтическая поэма для голоса с оркестром В. С. Ходоша «Песнь любви земной» на стихи поэта философа Кабира. Созданная еще в 1987 году, она никогда не исполнялась с оркестром, зато неоднократно уже звучала под рояль, солисткой тогда была Елена Комарова. На этом концерте пела Кира Илонская – очень талантливая и чуткая певица. В поэме мой воображаемый герой перешел в другую сферу жизни, раскрылся как душа, которая любит сама, и прославляет любовь во всех её проявлениях.

В кантате для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра «Донские песни» В. Ф. Красноскулова, написанной в 1974 году, мой герой очутился на привольной Донской земле, среди казаков, с их обычаями, с их песнями. Солистка хора Елена Трясучкина по-настоящему вжилась в образ донской казачки, исполнив одну из основных песен. Крики «браво» не заставили себя долго ждать.

Антракт – время принятия поздравлений авторами и исполнителями. А для меня – это момент, когда можно задуматься, куда же еще забросит судьба моего лирического героя. Человек перед Богом – такова тема «Te deum» Ю. Б. Машина – действующего председателя композиторской организации. Произведение было написано по заказу голландского дирижера Марко Бонса, премьера же состоялась в 2006 году, в рамках III международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры». В свое время Юрий Машин был певчим хора «Святилен» с момента его основания (1993), он изнутри познал манеру пения и проникся в самые глубины духовной музыки. «Te deum» – кульминационная точка в католической службе; и на концерте это сочинение впечатлило своими кульминациями, прозвучавшими необыкновенно монолитно: оркестр гремел всей своей мощью и хор звучал крепко и сильно.

Яркий и достойный финал вечера – «Симфонические картины по мотивам Н. В. Гоголя» Л. П. Клиничева. Его опус был создан еще в студенческие годы, а вторая редакция – в 1979 году. Особо эффектно звучала последняя часть «Русь-тройка» – картина приближающейся тройки с настоящими бубенцами… Зима, сани, белые кони, снежки, дети и праздник.

Словно «Донская осень» напоминала, что скоро наступит зима. А за ней – весна и лето. Жизнь Ростовской композиторской организации продолжается.

Валентина Жигайлова