Неизвестное известное, или маленькая заметка о большом событии

«У нас сегодня мировая премьера», заявила профессор Наталья Бекетова 7 декабря в 15.00 в камерном зале РГК им. Рахманинова. Красочная афиша приглашала всех желающих посетить лекции и концерты «Рахманинов и Мусоргский» в рамках проекта «Национальная память России». Проект этот стартовал в 2008 году в городе Тамбове.

«На наших глазах оживет музыка, которая никогда и нигде не звучала. И поможет нам в этом Валентин Иванович Антипов», – приоткрыла таинственную завесу профессор. Познакомившись с Валентином Ивановичем в Тамбове, Наталья Бекетова, руководитель творческого центра «Рахманинов – Лосев» при РГК, решила обязательно пригласить его к нам, чтобы все увидели и услышали неизвестные произведения (!) одного из известнейших композиторов XX века Сергея Васильевича Рахманинова.

Валентин Иванович не только кандидат искусствоведения, но и обладатель редкой профессии редактора-текстолога. Он является руководителем научного совета Российского музыкального издательства, главным редактором Полного академического собрания сочинений Рахманинова в 50 томах. В. И. Антипов составил также аннотированный указатель сочинений Мусоргского (1989), который служит базой для изучения творчества композитора. На основе научных разработок этого талантливого исследователя написаны диссертации, статьи…

Он привез нам первые редакции этюдов-картин, прелюдий Рахманинова, а также консерваторские опусы композитора – фугу и сюиту. Зачем «поднимать» версии, которые сам автор счел нужным изменить? Такие мысли, если честно, посещали наши головы до встречи с Валентином Ивановичем. Мы были настроены… скептически. Однако здесь нас ожидал первый сюрприз: эти редакции оказались не черновыми набросками, а законченными произведениями, которые потом были переделаны, часто в угоду пианистам. Убедились мы в этом, когда зазвучала музыка, возрождаемая силами студентов профессора Владимира Дайча. Они с энтузиазмом отнеслись к возможности прикоснуться к неизвестным версиям известных произведений. В понедельник, после знакомства с Валентином Ивановичем, после его небольшой вступительной речи, мы услышали этюды-картины и прелюдии Рахманинова. По игре пианисток чувствовалось, как интересно было им общаться с этой музыкой, часто более сложной в сравнении со известной редакцией…

Три дня мы, посетители камерного зала, путешественники в неизвестное, встречались с Валентином Антиповым, и каждый день перед нами представал новый человек, исследователь, искусствовед. Неизменными были лишь необычная речь его (он часто выделял и растягивал последние слоги в словах) да та увлеченность, с которой он рассказывал о своем деле.

Во вторник встреча была посвящена малознакомой нам науке – текстологии, науке, занимающейся нахождением, критической проверкой, расшифровкой текстов. Валентин Иванович рассказывал о технологии поиска документа, дальнейшей работе по его расшифровке, о ее деталях и хитростях. Упомянул он и о курьезных случаях в работе текстолога (ведь понять чужой почерк задача не из простых!). Для нас, небольшой группы студентов-теоретиков, это была загадочная и манящая terra incognita. Даже захотелось заняться чем-то подобным и самим что-нибудь расшифровать.

Где же находит материал для работы текстолог и, особенно, расшифровщик нотного текста? Конечно, в музыкальных музеях-архивах. Большое количество музыкальных архивов хранится в фондах ГЦММК им. М. И. Глинки. Сотрудник этого музея С. Мартынова рассказывала: «Постоянный читатель музея Валентин Антипов заказал как-то одну “глухую” рукопись из фонда А. И. Зилоти, двоюродного брата Рахманинова. Сотрудники нашего отдела в шутку говорили: “Ну, Валентин Иванович сегодня сделает очередное научное открытие”. А ведь, действительно, так и случилось. В. И. Антипов убедительно доказал, что перед нами – фортепианное переложение утраченной оркестровой сюиты Рахманинова, до сей поры неизвестное музыкальным кругам». По следам этой находки была подготовлена публикация, организован концерт – мировая премьера с исполнением неизвестного сочинения русского композитора, с записью на компакт-диск. Это произведение, вместе с Фугой Рахманинова ре-минор, исполнялось во вторник. Оба эти сочинения были написаны автором как консерваторские домашние задания. Но мы услышали зрелую, сложную по стилю музыку, мы услышали Рахманинова. Эти произведения уже известны, даже Интернет-поисковик предлагает купить ноты за 620 рублей. Нам же посчастливилось увидеть и услышать это совершенно бесплатно, взять ноты и самим сыграть, погрузиться в эту новую, или хорошо забытую старую, чарующую музыку великого композитора.

Среда и последняя наша встреча с Валентином Антиповым… За три дня мы успели полюбить этого интересного человека. Неудивительно поэтому, что встреча наша длилась дольше, чем предыдущие. В этот день Валентин Антипов предстал перед нами как исполнитель и музыковед. Сыграв, на этот раз самостоятельно, неизвестное произведение Мусоргского «Alla marcia notturna», он сделал затем детальный музыковедческий анализ этого произведения. Валентин Иванович показал, что это произведение, написанное как учебное, содержит много интонаций последующих опусов Мусоргского. Из этого одностраничного произведения вырос «весь» Мусоргский – так нам показалось в тот момент!

В конце встречи в непринужденной беседе с профессорами Анатолием Цукером и Натальей Бекетовой, с руководителем РИО профессором Александром Селицким, со студентками-пианистками Валентин Иванович раскрыл себя также как хороший собеседник, вдумчивый, рассудительный, уважающий мнение других людей. И всё это – один человек, оставивший столько светлых эмоций, подаривший нам три чудесных дня, погрузивший нас в мир «неизвестного известного».

Ирина Саломатова