«В „Репке“ много пользы есть…»

Еще не пришло указанное время для начала спектакля, а представление уже началось. Неудивительно: публика, пришедшая в малый зал театра им. М. Горького 14 марта, – в основном, дети, которые не привыкли долго ждать. А когда на сцене уже началось действие, в полном зале по-прежнему царила очень живая обстановка. Маленькие зрители долго не могли занять удобного для себя положения. Им предстояло высидеть целых два, хотя и небольших, отделения и посмотреть-послушать две, пусть и коротких оперы – по детским меркам немало. О том, что событие проходило в рамках фестиваля «Оперный театр вчера, сегодня, завтра», они и знать не знали.

В постановке задействовано много коллективов – Детское творческое объединение «Зазеркалье» (худ. руководитель – Наталья Рябухина), вокальные ансамбли «Конфетти» и «Лирика» (худ. руководитель Наталья Сладковская), балетная группа «Арабеск» (худ. руководитель Елена Брилева), танцевальный коллектив Лицея № 103 «Радуга» (худ. руководитель Елена Харахашева), камерный хор «Соловушко» и младшая группа хора «Солнышко» ДШИ им. П. И. Чайковского.

В первом отделении зрителей ожидала «Сказка зимнего леса» из детской тетралогии композитора Сергея Халаимова «Времена года» (либретто Натальи Рябухиной). На сцене во время представления также было весьма оживленно, и не только из-за самого действия: исполнители то и дело выглядывали, а порою даже выходили из-за кулис. Кто-то боялся пропустить свое выступление, а кто-то просто усердно пытался увидеть своих мам и пап. Особенно трогательным выглядело выступление самых юных участников, которым на вид не более трех лет: они танцевали с серьезными лицами, чувствуя себя настоящими артистами, а публика с радостью прощала неизбежные помарки. Легкий хаос, царивший на подмостках, лишь придавал событию праздничности.

Во время антракта зрители, уставшие сидеть на одном месте, принялись бегать, прыгать, играть и настолько вошли во вкус, что с трудом вернулись в зал. Но когда началась «Репка» Виталия Ходоша (либретто Галины Ворониной), в их глазах не было ни капли сожаления, а интерес только возрос – ведь сюжет-то всем знаком: кто не знает русскую народную сказку, по мотивам которой написана опера! И хотя язык либретто был осовременен («надоело ошиваться в городских очередях», «целый век на колбасе», «повесь язык на сосну» и т. д.), сюжет оставался прежним. Появление на сцене побочных персонажей – воробьев, козы с козлятами, свиньи с поросятами, петуха с цыплятами – забавляло детей и в то же время помогало удерживать их внимание. А это вовсе не просто!

Ярким завершением оперы и всего вечера явился момент, когда вышедшие на сцену участники поочередно начали бросать в зал шары, а дети из зрительного зала, подбежав к сцене, ловили их и со счастливыми лицами.

Среди сочинений Сергея Халаимова значительное место принадлежит именно детской музыке, его смело можно назвать детским композитором, а вот в числе сочинений Виталия Ходоша, профессора Ростовской консерватории, помимо детской музыки, есть много сочинений «взрослых» и «серьезных», которые исполняют не только в Ростове, но и в других городах страны и за рубежом. Тем приятнее, что композитор такого уровня не забывает о маленьких слушателях и маленьких артистах – возможно, будущих звездах оперной сцены или концертной эстрады.

Марина Караманова