После Глазго и Эдинбурга «Войну и мир» показали в Ростове

В то время, когда оперная труппа Ростовского музыкального театра отправилась покорять зарубежную публику, его сцена не пустовала. 11 марта 2010 года состоялась долгожданная премьера первой редакции оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Благодаря колоссальным усилиям шотландского музыковеда Риты Макалистер, эта версия знаменитой оперы впервые увидела свет. Грандиозное полотно русского композитора было поставлено силами студентов двух вузов-партнеров – Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова и Королевской Шотландской академии музыки и драмы, при участии Ереванской консерватории им. Комитаса. Незадолго до премьеры в Ростове «Война и мир» была тепло встречена шотландской публикой в театрах Глазго и Эдинбурга. Русские солисты Алексей Гусев (Наполеон), Сергей Маньковский (Анатоль Курагин) и Дмитрий Иванчей (Пьер Безухов) снискали успех у зрителей. В ростовской постановке эти солисты также участвовали, но Алексей Гусев, студент 3 курса, на этот раз предстал в роли не французского императора, а князя Андрея Болконского.

Изумительной красоты голос разливался по залу, фразы на могучем дыхании порой казались бесконечными, такими же широкими, поистине русскими, как и натура его героя. Драматический талант артиста пленил публику. Порой даже казалось, что в произведении есть только один главный герой, князь Андрей, и вся опера рассказывает о трагедии этого человека. О его мире и мечтах о счастье с Наташей, о войне и разрушителе его мира Анатоле Курагине, о той победе над собой, которую одержал Болконский на смертном одре, простив возлюбленную.

Какая радость смотреть на молодых актеров и слушать молодые голоса! И хотя глаз невольно отмечал кое-какие отклонения от общепринятого облика героев (худенький Пьер Безухов и плотный, крупный Анатоль Курагин, что создавало некоторую комичность сцены их диалога), все же они не портили общего впечатления. Из русских солистов стоит отметить также Ирину Васильеву, студентку 3 курса. Каждая пропетая ею интонация, каждое движение корпуса – все создавало правдивый образ своенравной и эксцентричной Элен Безуховой.

Яркие образы были созданы и гостями из Шотландии и Армении. Солистка из Еревана Диана Арутюнян, исполнявшая роль Наташи, в нежных переливах своего голоса передавала весь трепет души своей героини. Кутузов (А. Оханян), хотя отдаленно и напоминал героя фильма «Мимино», отличался хорошей передачей толстовского слова. Р. Эфонви Джонс воплотила на сцене яркий эмоциональный образ Ахросимовой, к тому же она блеснула внятным русским произношением (которое, надо признать, присутствовало не у всех зарубежных гостей).

Конечно, для реализации масштабного замысла С. Прокофьева одних артистов в костюмах недостаточно. Студенческий оркестр Ростовской консерватории под управлением Тимоти Дина был в тот вечер на высоте. Никакого школярства, настоящее зрелое профессиональное мастерство! И хотя актеры в порывах эмоций порой пытались задать свой темп, маэстро твердо держал все в своих руках.

Хоровых кусков в опере не так много, но они были собранно и четко исполнены студентами дирижерско-хорового факультета. Однако в тутти хору было сложно тягаться с медью оркестра, и грандиозную хоровую сцену пожара смогли услышать только несколько первых рядов. Остальные же зрители наслаждались чудесной работой художника по свету Елены Мещеряковой, впечатляюще воссоздавшей бушующее пламя на дальнем плане.

Несмотря на то, что спектакль – студенческий, практически без декораций (режиссер Константин Балакин), без участия ярких звезд оперного небосклона, в зале был аншлаг до самого конца. Молодым артистам, не испорченным славой и потому очень искренним в своей игре на сцене, рукоплескали стоя, а в долгих очередях в гардеробе то и дело слышались восторженные отклики и поздравления с таким значимым и ярким событием в культурной жизни Ростова.

Галина Козева