Музыкальные сказки на сцене драматического театра

Среди многообразия интересов ростовских композиторов всегда находилось место музыке для детей. Она давно завоевало сердца не только маленьких артистов, но и их друзей, родителей и даже профессионалов, переполнивших камерный зал театра им. Горького 14 марта 2010 года. Их вниманию были представлены произведения двух ростовских авторов.

Одного из них называют современным классиком. Это Виталий Ходош, сочиняющий в самых различных жанрах – опера, оперетта, балет, произведения для оркестра и хора, также много пишущий и для детей. Интересно, что именно детской музыке он посвятил свою давнюю дипломную работу – оперу «Золотой ключик».

Второй – воспитанник профессора А. И. Кусякова – Сергей Халаимов, известный своим песенным творчеством и музыкой для детей.

Вот уже второе поколение учеников ДМШ им. Чайковского (камерный хор «Соловушко» и младшая группа хора «Солнышко») не расстается с увлекательной оперой Виталия Ходоша «Репка». Трудолюбие детей и их довольно строгого, но чуткого руководителя Евгении Седых добившейся от малышей четкой артикуляции, молниеносного реагирования, образного перевоплощения, было щедро вознаграждено вниманием и аплодисментами зрителей.

Целую мозаику коллективов, от детских садов до солистов музыкального театра сплотила автор проекта и либретто «Сказка зимнего леса» (из детской тетралогии «Времена года») Наталья Рябухина. Трогательные крохотные актеры, вызывающие теплые улыбки зрителей, выступали рядом с артисткой Ростовского музыкального театра Татьяной Климовой и настоящими юными профессионалами – участником многих театральных постановок М. Колесниченко и А. Вороновой.

Дети вживаются в роли и, по-моему, чувствуют себя в них довольно комфортно. И это заслуга не только талантливой музыки, но и близкого детям языка либретто.

Поэтичный язык Н. Рябухиной словно окутывает красотой зимнего леса. Отправившись на поиски елочки, мальчик (М. Колесниченко) знакомится с его обитателями: маленьким мышонком, отогревшим его разожженным костром, суровой и гордой красавицей-Зимой, властвующей над жизнью и смертью (Т. Климова), с маленькой елочкой, расхваливающей свою зимнюю «шубку» (А. Воронова). Наконец, он встречает свою елку (В. Кандаурова), тоскующую в безлюдном, далеком от жизни и любви краю: «А я хочу огней и света, и смех детей и взрыв страстей», – признается она.

Современный язык либретто Г. Ворониной преобразил русскую народную сказку «Репка». Здесь деду «надоело ошиваться в городских очередях», мышка мечтает «при всем честном народе кошке бантик оторвать», цыплята для петуха – «развеселая братва»… Но, в отличие от довольно шумных, разговорчивых основных персонажей и пестрой живности (воробьи, коза с козлятами, свинья с поросятами, петух с цыплятами), главный персонаж – Репка – немой.

Сценическое пространство трансформировалось то в крестьянское подворье и огород, то в зимний лес, что также потребовало немалых усилий от руководителей постановок.

Этот вечер стал частью международного проекта фестиваля и научной конференции «Оперный театр вчера, сегодня, завтра». Кстати, Наталья Рябухина выступила на конференции с докладом о детской опере как средстве художественного воспитания организации детских культурно-образовательных проектов, в основе которых творчество донских композиторов. Как отмечает Наталья Михайловна, их осуществлению способствует Ростовская организация союза композиторов и учителя филологического факультета Ростовского института повышения квалификации.

Галина Рубахина