ВОЙНА и PEACE — WAR and МИР

11 марта. Конференция «Оперный театр вчера, сегодня, завтра». Проходит в консерватории. Выступает доктор Рита Макалистер из Шотландии. Конечно, по-английски. Переводчица старается, но запинается. Докладчик говорит о Прокофьеве, о «Войне и Мире», его позднем произведении, которое сегодня ставят в театре. Первая редакция оперы. Она подготовила ее к постановке. Титанический труд. Она оркестровала около 450 тактов, сделала необходимые связки из его же музыки. Напоминает, что в первой редакции нет знаменитой арии Кутузова и вальса Наташи. Вечером всё услышу. До пяти вечера сижу на конференции, слушаю остальные доклады.

Огромный анонс «Войны и мира» на фасаде театра. А вчера его еще не было. Поздно повесили. Билетов в кассе уже третий день нет. Сколько в театре людей! Один раз будет исполняться. Эксклюзив. Мировая премьера. И артисты — не привычные театральные, а студенты Ростовской консерватории и Шотландской Королевской академии музыки и драмы. Молодые. Живые. Покупаю программку. Ох, какая толстая, красочная! Обращения обоих ректоров. Затем слово Р. Макалистер. Для тех, кто не был утром на конференции. История создания оперы. Содержание каждой картины. Исполнителей забыли пометить. Заявлено целых три Наташи. Какая же из певиц будет исполнять?

Первый ряд балкона. Середина. Как всегда, ничего не видно. Опера исполняется в концертной версии. Яму закрыли. На сцене стулья и пульты. Тут будет сидеть оркестр. Впереди, на сцене, и сзади стоят «заборчики». Так это же из «Пиковой дамы»! Завсегдатаи театра узнают их. 18.20 — давно пора начинать. Публика волнуется. Опера же три часа идет! А еще антракт. Вышел оркестр. Дирижер — Тимоти Дин, из Шотландии. Он не в первый раз дирижирует консерваторским оркестром. «Войной и миром» управлял на четырех постановках, предшествующих нашей: 22 и 23 января в Глазго, 28 и 30 — в Эдинбурге. Участвовали несколько наших солистов, ректор Ростовской консерватории посетил эти премьеры.

Картина первая. Май. Лунная ночь. На большом экране за оркестром изображено небо. Появляется огромный дуб, сначала голый, потом расцветающий. Князь Андрей Болконский — Алексей Гусев. Высокий и симпатичный. И поет хорошо. Дуб мигает зеленым и растет на глазах. А вот и Наташа Ростова. В черном платье из «Юноны и Авось». Смотрю в программку. Какая из трех? Смотрю на певицу. Наверное, Диана Арутюнян. Из Еревана. Крупновата для 15-летней Наташи. Посмотрим. Ничего не видно. Приходится свешиваться с балкона.

Картина вторая. Вынесли стулья. Тоже из «Пиковой дамы», а одежда лакеев из «Юноны и Авось». Князь Николай Болконский — шотландец Дональд Томсон. Старается, выговаривает русские слова. Поет громче наших — всё слышно.

Третья картина. Анатоль Курагин — наш Сергей Маньковский. А не сюртук ли Германа из «Пиковой» на нем? Жду Пьера Безухова. Он появился в пятой картине. Да это же Дима Иванчей. Я помню его 17-летним скрипачом в Ростовском училище искусств. Талантливый юноша. Прекрасный скрипач и ещё не до конца оформившийся оперный тенор. Но для Пьера слишком худой. Бабушки рядом со мной обсуждают его: в два раза меньше Наташи.

Конец шестой картины — начало войны. Снова появляется дуб. На Пьере огромного размера фуфайка. Не припомню, из какой же она оперы? Бородинское сражение. Поёт хор. Ну почему же оркестр так гремит! Хора я не услышала.

Седьмая картина. Много действующих лиц. Крестьяне построили бастион на краю сцены. Сидевшим в первых рядах партера он долго заслонял происходящее на сцене.

В восьмой картине Наполеон. Весь в белом. За оркестром. Контрастно. Теперь понимаю. Костюмы как будто напоминают оформление двух томов клавира Прокофьева — белый и черный. Только почему в белом французы и единственный оркестрант — контрафагот?

Картина девятая. Москва занята французами. Пьер встречает русского солдата Платона Каратаева. Представитель русского народа. Здесь поет его шотландец Джеми Мунн. Отлично справился с ролью. Снова в ход идет экран на заднем плане. Постепенно появляются оранжевые языки пламени. Москва горит. Оркестр особенно громок. Оркестранты говорили, что в этой картине музыка Прокофьева очень красива. Решили продемонстрировать.

Картина десятая. Андрей Болконский на металлической советской кровати. Красивейшая ария. Прекрасное исполнение. И снова расцветающий дуб на заднем плане.

Последняя картина. На заднем плане, словно тени, отступают французы. Тащат пушку. Подполковник Денисов голосом шотландца Николаса Морриса сообщает Пьеру о смерти его жены Элен, смерти Андрея, о возвращении Наташи в Москву. Звучит красивая мелодия. В душе Пьера снова зарождается чувство к Наташе. Кутузов. Славильный хор, который на этот раз слышно. И снова дуб, теперь уже как символ расцвета и победы.

Бурные десятиминутные аплодисменты, много цветов исполнителям. Последний взгляд на сцену, где прыгают от радости и кричат оркестранты. Им всё удалось. Стою в привычной очереди в гардероб, одеваюсь. Выходя из театра, думаю: а сцену пора бы и обновить, совсем доски старые стали.

Ирина Саломатова