Открытие «Ростовских премьер»: белорусский ансамбль цимбалистов «Лилея»

Что такое «цимбалы»? Уверена, большинство ответят: это что-то вроде гуслей. Но далеко не каждый вспомнит, когда и где в последний раз он слышал этот инструмент, и слышал ли его вообще. А самое главное: какую музыку на нем можно исполнить? Если вы были 7 мая на открытии IV международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры», то получили ответ на этот вопрос. Основная цель фестиваля – познакомить слушателя с новыми именами и музыкальными произведениями. И начался он с настоящего открытия.

Итак, Малый зал Ростовской филармонии распахнул свои двери для фестивального слушателя накануне 65-летия Великой Победы. На протяжении двух недель все музыканты, участвующие в этом событии, и публика отдадут дань памяти павшим и уважения живущим ветеранам. Все композиторы – участники фестиваля представляют страны, сражавшиеся с фашизмом. Так, Белоруссия одной из первых приняла жестокий огневой удар и понесла огромные потери. Символично, что честь открыть фестиваль выпала коллективу Белорусской академии музыки – ансамблю цимбалистов «Лилея».

После приветственного слова ректора Ростовской консерватории А. С. Данилова на сцене появилась обаятельный музыковед Наталия Ганул. Она вдохновенно рассказывала о коллективе, инструменте, композиторах и сочинениях, которые мы услышали. Этот замечательный ансамбль был организован в далеком 1966 году на кафедре народных инструментов Белорусской государственной консерватории как студенческий коллектив (вследствие этого, состав его постоянно меняется). Им бессменно руководит народный артист Беларуси, лауреат международных конкурсов, председатель Ассоциации белорусских цимбалистов профессор Евгений Гладков.

Цимбалы — это струнный ударный музыкальный инструмент. Звук извлекается при помощи специальных молоточков; иногда струны защипываются пальцами. Считается, что цимбалы в свое время принесли из Персии в Европу цыгане. Помимо Белоруссии, инструмент бытует также в Венгрии, Польше, Румынии, Украине, Молдавии. Малые цимбалы, равно как и дульцимер, возводят к древнеперсидскому сантуру, который, в свою очередь, отождествляют с ветхозаветным псантерином. В общем, для россиян – настоящая экзотика.

Основу репертуара ансамбля составляют сочинения белорусских авторов. Все произведения, звучавшие тем вечером, демонстрировали широчайшие возможности инструмента – виртуозные, колористические, выразительные. Казалось, что им подвластна партитура любой стилистики и любого уровня сложности. Здесь и серьезная академическая музыка («Pro et contra in D» В. Корольчука, «Воспоминание о Штоккерау» В. Кузнецова, «Концерт для цимбал с оркестром» В. Курьяна, «Беларусь – моя Атлантида» В. Войтика, «Гукание гор» В. Малых), и легкая современная («Сеанс одновременной игры» и «Бывайте здаровы» В. Курьяна). Благодаря специфическому характеру звучания цимбал, даже в одном и том же сочинении легко и естественно сочетались строгость формы классической традиции, новейшие приемы, идущие от сонористики, и народно-песенные мотивы.

Так, в произведении В. Войтика «Беларусь – моя Атлантида» рисуется образ романтического героя, общающегося с природой, погруженного в любовные переживания, испытывающего удары судьбы. Знакомую по десяткам образцов «модель» освежает находка композитора – использование скрипки (Олег Безуглов, Ростов-на-Дону) как воплощения голоса человеческого, а также звукозаписи (гул, журчание воды, карканье ворона), которая создает мистическую атмосферу. Звучание ансамбля достигало потрясающей силы. Мы словно оказались на перекрестке времен – прошлого и будущего. Музыка на некоторое мгновение заставила поверить в то, что в Белоруссии действительно мог быть город, подобный Атлантиде, но в далекие времена он ушел в небытие.

Кто же создавал всю эту красоту?

Девять молодых, стройных и красивых цимбалисток весь вечер дарили нам не только прекрасную музыку, но и свои весенние улыбки – немного наивные и такие теплые. Великолепен и сам Евгений Гладков, который принимал активное участие в создании всего музыкального вечера не только в качестве выдающегося виртуоза, но и настоящего актера. Вместе со своим коллективом он создавал на сцене увлекательные зрелища.

Одним из таких показательных номеров был «Сеанс одновременной игры». Народный артист появился на сцене в костюме Остапа Бендера. Девушки в кепках изображали шахматистов – участников соревнования. А цимбалы были своего рода шахматными досками, на которых, как и положено, играли с двух сторон. Под звонкую блестящую музыку, в которой слышались знакомые мотивы из кинофильма «Джентльмены удачи», «гроссмейстер» с легкостью переигрывал молодых «соперников». Зал был в восторге.

Другим музыкальным «дурачеством» была игра на бутылках с водой знакомой всем мелодии «Савка и Гришка». Девушки поднимались со стульев в момент выдувания каждого своего звука. Эффектно и весело!

Овации долго не стихали, музыкантов неоднократно вызывали на бис. «Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дома, до хаты….» Этой популярной песней, которую девушки не только играли, но и пели, с ростовчанами попрощался добрый и приветливый ансамбль «Лилея».

Валентина Жигайлова