Еще долго будет раздаваться в наших сердцах пронзительное звучание волынки…

Благодаря IV международному фестивалю современной музыки «Ростовские премьеры» любители музыки имеют возможность познакомиться с сочинениями российских и зарубежных композиторов, которые звучат в городе впервые. На сцене Малого зала филармонии уже прошли концерты Белорусской государственной академии музыки, Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, а 11 мая состоялся концерт Королевской Шотландской академии музыки и драмы.

Желающих познакомиться с шотландской традиционной музыкой оказалось настолько много, что зал на 220 мест не смог вместить всех желающих. Даже внесенные дополнительные стулья не спасли ситуацию. Однако же, находчивые студенты нашли выход – они удобно расположились на ступеньках. Уже пришло указанное время начала концерта, а зритель все еще активно прибывал. Возможно, он немного запутался – ведь изначально вечер должен был проходить в Большом зале филармонии.

Исполнители, студенты Шотландской академии, уже с самого начала создали очень теплую и непринужденную атмосферу. Исполняя народные танцы на своих инструментах, – Клер Хейстингз на гитаре, Линси МакРичи на фиддле, Хейзен Метроу на волынке, Дэвид Фолей на бауране, – они пританцовывали. Фиддл является эквивалентом итальянской скрипки, бауран представляет собой ирландский бубен, на который с одной стороны натянута кожа, другая же сторона открыта. Играют на нем палочкой или рукой.

Во время исполнения артисты с улыбкой, не сходящей с их лица на протяжении всего концерта, весело переглядывались и двигались в такт музыке. А в промежутках между номерами могли свободно перемещаться по сцене и переговариваться между собой. Музыканты продемонстрировали не только владение «основным» инструментом, на котором они играли в ансамбле. Клер Хейстингз, например, выступала и в качестве вокалистки, исполнив несколько песен в ансамбле, и a capella. Трогательный, нежный, искренний голос девушки, наполнял зал каким-то особым волшебством. Казалось, именно так должны звучать голоса Золушки или Белоснежки. Дэвид Фолей, помимо баурана, свободно играл на гитаре и флейте. Во время выступления профессора Барнеби Брауна публика по его просьбе исполняла роль бурдона, на фоне которого прозвучал вокальный номер, где исполнитель с волынкой в руках пел, подражая звучанию инструмента.

Тишина, царившая в зале в ожидании очередного исполнителя, была нарушена пронзительным звучанием большой волынки. Хейзен Метроу, медленно продвигаясь через весь зал, по мере приближения к сцене все громче и громче наполнял пространство пронизывающим звучанием инструмента. Во время выступления он ходил по сцене из стороны в сторону. Российский слушатель, не привыкший к звучанию большой волынки, порою, не выдерживал специфического резкого тембра и закрывал уши.

Совместное творчество нашей консерватории и Шотландской академии было представлено рядом номеров, где выступили студенты отделения сольного народного пения и факультета народных инструментов – Юрий Толоконников (балалайка) и лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Летунов (баян). В их исполнении прозвучали шотландские и русские песни. Гости имели возможность прикоснуться к традиционной музыке нашей страны, не только исполняя русские песни совместно со студентами Ростовской консерватории, но и взяв в руки ложки и трещотки. Иногда создавалось впечатление, что это не шотландцы у нас в гостях, а мы у них – настолько этот веселый народ чувствовал себя уверенно и раскрепощенно на ростовской сцене, чего нельзя сказать о некоторых наших исполнительницах. Но ведь на то и существуют проекты, благодаря которым студенты разных стран имеют возможность учиться друг у друга, в том числе умению общаться с публикой.

В завершение вечера прозвучала песня «Старые времена», которая традиционно поется по окончании любого события. Художественный руководитель концерта с шотландской стороны профессор Барнэби Браун во время исполнения мелодии пригласил из зала на сцену художественного руководителя с российской стороны – преподавателя Ростовской консерватории Надежду Муттер. И даже ведущий концерта, доцент Михаил Фуксман не остался в стороне и, взяв в руки скрипку, присоединился к исполнителям.

Публика выходила из зала в прекрасном настроении. Кто знает, когда еще доведется ростовскому слушателю услышать традиционную и современную музыку Шотландии. А пронзительное звучание волынки еще долго будет раздаваться в наших сердцах.

Марина Караманова