Фестиваль «Единый мир музыки» порадовал зрителей 3 декабря в большом
зале филармонии исполнением джаз – рок – симфонии Михаила Фуксмана «Вхождения
в реку». Действительно порадовал – публика, благодаря вступительному слову
Анатолия Цукера была настроена, мягко говоря, не для стен филармонии.
Кстати, роль вступительного слова, как это не часто бывает, была полезна
и с другой точки зрения. Анатолий Цукер выполнил роль «Сусанина» заведя
нас в программу этого звучащего нечто. Нужно сказать ему спасибо, иначе
для многих так и осталось загадкой, зачем оркестр, вместо того чтобы начать
играть вдруг начал активно разговаривать и к чему, например, в середине
«Вхождения в реку» зазвучал «собачий вальс».
Едино в этом зале в тот вечер было все. Даже периодические звуки и шорохи,
доносящиеся с балкона во время звучания сцены, наводили на мысль, что
и это одна из задумок автора произведения, который, кстати сказать, тоже
выступил перед зрителем в роли исполнителя на синтезаторе. А что только
автор не выдумал. Поражало буквально все – и видимое и слышимое. Хотелось
иногда из всего этого единого различить, например, что поет хор. По-моему
для многих это осталось загадкой. Но все же партии солистов, чьи губы
были тесно прижаты к микрофону и, таким образам, озвучивали не только
пение, очень даже веселили публику.
Хотелось так же посочувствовать дирижеру Хлебникову, которому выпала нелегкая задача собрать этот единый мир. Последние страницы произведения дались в этом смысле особенно нелегко. Пришлось еще активнее брать в руки «мир», дабы его составляющие не разошлись в этом «хаосе единства».
Ну и что же: бурные аппладисменты, крики «браво», правда, не известно
кому – толи всему этому «миру», толи музыкантам рок группы, своими одеждами
и инструментами выделяющимся из него, - все это поставило окончательное
признание «единого мира музыки».
Но все же осталась одна загадка: можно ли все-таки войти в одну и туже
«реку» дважды, и захочется ли это сделать еще раз зрителю? Наверное, результаты
эксперимента покажет время.
Л. Лавро