Четыре, два и тринадцать

На концерте симфонического оркестра и хора Ростовской консерватории

Четыре композитора, два дирижера – вот такую комбинацию можно было услышать в Большом зале филармонии 13 мая 2010 года на концерте IV Международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры». В исполнении симфонического оркестра и хора консерватории под чутким дирижерским оком сначала Ю. Машина, а затем С. Когана прозвучали четыре произведения, одно из которых принадлежит ростовчанину, многими горячо любимому Л. Клиничеву.

Минута молчания, дань памяти павшим, открыла этот вечер. Она, как настройка оркестра, превратила публику в единую внимающую массу. Тишину прорезала трагическая и волевая поступь барабана – так начался «Ритуал» А. Шнитке, посвященный 40-й годовщине освобождения Белграда. От острой диссонантности к согласию, от нечеловеческого напряжения и боли до просветленного плача – вот он, ритуал, высекающий в нашей груди пламя. Пламя Вечного огня. Мощь духовых отзывалась тяжкими стонами струнных, в кульминационный момент литавры били по нервам, а непреклонный барабан на протяжении всего произведения вел к апофеозу ударных, плавно растворившемуся в тишине… И бурные аплодисменты!

Чакона для скрипки с оркестром «Красная скрипка» Дж. Корильяно, построенная на музыке из одноименного фильма 1998 г., явилась истинным откровением, криком души инструмента. Под смычком О. Безуглова скрипка становилась одушевленным существом, страдающим, страстным и таким притягательным. По сюжету картины, с самого начала она приносила одни несчастья, начиная с ее создателя, потерявшего жену и сына при родах. Мастер использовал кровь горячо любимой супруги для придания инструменту неповторимого цвета. Скрипка прошла через века, привлекая своим необыкновенным звуком и обликом. Она, как мифическая сирена, не отпускала никого, привораживая своей песней до роковой смерти.

После сгущено-трагедийных тонов этих сочинений эмоциональный колорит вечера высветлили три части Сюиты для симфонического оркестра из оперы «Драма на охоте» Л. Клиничева (дирижер С. Коган). «Свадебная» захватила, бросила оркестр в лихой пляс. Яркое полнозвучие, овеянное национальным духом, впечатлило публику. Струнные были в постоянном диалоге с духовыми и вот они «спелись», переплелись в «Песне», отображая русскую вольнолюбивую, степную душу. «Вальс», возвышенный и нежный, словно ввел из открытого пространства в бальную залу и, как истинный кавалер, закружил в стремительном вихре. Бурный взрыв восторга со стороны публики вызвал на сцену композитора и долго не отпускал его.

И вот на сцену вышел хор, заполнив и так заполненное оркестрантами пространство. С. Коган взмахнул рукой и дивный голос Е. Трясучкиной разлился по залу. Зазвучала музыка британца К. Дженкинса «Вооруженный человек: месса за мир» (исполнялись только семь частей). Поистине интернациональное произведение, где соединились тексты на нескольких языках. Жирную точку поставила седьмая часть, созданная на основе подлинной средневековой песни «Вооруженный человек». Мощь хора и оркестра слились воедино, причем оркестр иногда заглушал хор, который не всегда четко произносил слова, а иногда и полностью растворялся в нем.

Все произведения были исполнены в Ростове впервые. Месса К. Дженкинса вызвала такой ажиотаж, что слушатели поднялись с мест… Одна из частей была исполнена «на бис». Общее ощущение соответствовало грандиозности и масштабности События.

Ольга Коробко