Для «Ростовских премьер» нет ничего невозможного!

Когда вы обычно приходите на вечер симфонической музыки, есть ли что-нибудь на сцене, что могло бы вас удивить? Стулья, пюпитры, инструменты, подиум для дирижера – все это вполне привычно. Но бывают особенные концерты, когда от одного взгляда на сцену приходишь в изумление. Думаю, это чувство испытали все гости фестиваля «Ростовские премьеры» 19 мая в Большом зале филармонии, где выступал Ростовский академический симфонический оркестр.

Концерт этот был примечателен тем, что на нем состоялась ростовская премьера уникального произведения С. Прокофьева «Ода на окончание войны». По правую и левую руку дирижера, народного артиста России Владимира Понькина, на сцене красовалось восемь арф, а на заднем плане среди других инструментов были видны четыре рояля. Ведущая концерта Мария Шорникова рассказала о том, что вначале исполнение этого произведения в нашем городе казалось невозможным, потому что в Ростове просто нет восьми арф и восьми арфисток. Но, как известно, «кто хочет, тот ищет возможности», и эти возможности нашлись и для организаторов фестиваля.

Красочная музыка Оды Прокофьева пробуждала в сознании, словно карды кинохроники, самые яркие картины войны. В темном и тоскливом звучании деревянных духовых слышался стон и плач людей, в агрессивных пассажах четырех роялей – раскаты бомбежек, прерывающаяся дробь барабанов напоминала о бесконечных очередях автоматных выстрелов. Плотный натиск оркестрового звучания сменяли тихие звуки арф, как моменты затиший между боями. А радость победы не была выражена в музыке привычными помпезно-триумфальными раскатами оркестра. Просветление наступило буквально на последних аккордах, словно облегченный вздох уставших воинов, счастливых от мысли, что все закончилось, но с глубокими ранами в сердце от тех ужасов и человеческих трагедий, которые им пришлось пережить на фронте.

В концерте звучали также «Русский реквием» А. Чайковского и Пятая «Военная» симфония А. Эшпая. Александр Чайковский в плотном рабочем графике нашел возможность лично приехать на ростовскую премьеру своего произведения и был очень доволен профессионализмом оркестрантов духовой группы. В день концерта высокий гость встретился и со студентами Ростовской консерватории, где в непринужденной обстановке поделился опытом с молодыми композиторами, показав некоторые из своих сочинений.

«Русский реквием», исполнявшийся в тот вечер оркестром, хоровой капеллой «Анастасия» и Детским хором РГК, – произведение, написанное на стихи разных поэтов, непростое и для понимания, и для исполнения. Ввиду малой вместимости сцены Большого зала филармонии, хоровым коллективам пришлось расположиться на балконе, что вдвойне усложняло работу дирижера, которому приходилось дирижировать на 270 градусов. Но Владимир Понькин – мастер высочайшего уровня, которого даже эта задача не смутила. Хоровые фрагменты, как и всегда в исполнении этих коллективов, были на высоте. Особое внимание стоит уделить солисткам. Анна Гаджиева (сопрано), студентка IV курса, участвовавшая в фестивале вместо Ирины Крикуновой, несмотря на свою неопытность в участии в таких крупных проектах и колоссальную техническую сложность музыкального материала, великолепно справилась со своей вокальной партией. Чего нельзя, к сожалению, сказать об Оксане Андреевой (меццо-сопрано), которую порой было едва слышно даже на первых рядах, а в дуэтных фрагментах на фоне сочного и яркого тембра Анны Гаджиевой ее голос просто мерк.

Пятая симфония Андрея Эшпая, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, фронтовика-разведчика, была тепло встречена слушателями. Ее музыка для ростовских слушателей не нова. Эта симфония и раньше исполнялась в нашем городе. Но в дни, когда вся страна вспоминает о заслугах тех, кто сражался и кто отдал свои жизни ради Победы, – музыка человека, прошедшего войну, говорит красноречивей всяких слов.

Исполнение каждого из произведений заканчивалось громкими аплодисментами, а по завершении концерта публика не хотела отпускать дирижера и музыкантов. Владимир Понькин, в ответ на непрекращающиеся овации, не смог удержаться от нескольких слов. Показав жестом публике «уйти на пиано», маэстро сказал, что очень признателен слушателям, организаторам и особенно музыкантам симфонического оркестра, профессионализм которых его покорил. Дирижер также выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с нашим оркестром.

Это было бы замечательно!

А почему бы и нет? Ведь для «Ростовских премьер» нет ничего невозможного!

Галина Козева