МАСМ снова в Ростове

Весенний ветер этого года вместе с запахом цветущей сирени и акации принес в Ростов и волшебные, порой даже причудливые звуки новой музыки. С 7 по 20 мая в городе проходил IV Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры», который вот уже 10 лет неизменно проводит Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. За всю историю фестиваля в Ростове успели побывать ведущие композиторы и исполнители современности. Среди них: К. Пендерецкий, Г. Канчели, В. Сильвестров, Е. Подгайц, Ю. Каспаров, Ю. Башмет, А. Князев, Ф. Липс и др.

IV фестиваль «Ростовских премьер» оказался уникальным. В отличие от всех предыдущих, он был посвящен 65-летию Великой победы, а также воплощал идею содружества консерваторий. В рамках проекта были проведены концерты Ростовской, Белорусской и Ереванской консерваторий, Шотландской Королевской академии музыки и драмы.

В короткие сроки фестиваля ростовчане познакомились с музыкой композиторов не только России, но и других стран: Франсуа Париса (Франция), Вячеслава Кузнецова (Беларусь), Джона Корильяно (США), Карла Дженкинса (Великобритания), Ашота Зогробяна (Армения) и др.

Частый гость нашего города, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) подарил меломанам Ростова-на-Дону потрясающий вечер «Метаморфозы звука», который и стал заключительным аккордом фестиваля. В концерте прозвучали произведения К. Хубера, Ю. Воронцова, В. Марти, Б. Филановского, У. П. Шнайдера, О. Кюанде и Э. Денисова, составив пеструю палитру музыки различных стран и стилей. Прекрасно продуманная программа отвечала всем требованиям проекта.

Исполнение сочинения О. Кюанде (Швейцария) «Уйти от страха» стало мировой премьерой. К тому же сам композитор стоял за дирижерским пультом! Его же сочинение «Битва при Морильяно» об истории генерального сражения войны Камбрейской лиги за обладание герцогством Миланским 1515 года стало вневременным символом военных действий. Используя музыку Жанекена, композитор с помощью изысков современного музыкального языка полностью стирает границы времени и делает сюжет актуальным и сегодня. Исполнение этого сочинения стало еще одним доказательством высокого мастерства МАСМ в тонком понимании исторических стилей, что является большой редкостью среди коллективов. Музыка в духе средневековья на фоне задуманных Кюанде шумов и возгласов за сценой звучала динамически выверено и в невероятно чутко сбалансированном ансамбле.

Ярким воплощением жанра современного музыкального театра стало исполнение пьесы петербургского композитора Бориса Филановского «Мы не можем это сыграть». Сочинение воссоздавало атмосферу репетиции с несовпадениями партий, хождением по сцене и репликами музыкантов типа: «Не тот аккорд!», «Что за трясучка? Здесь написано вибрато!», «Палец болит!» и т. д., что вызвало ликование у публики. Приз зрительских симпатий, безусловно, достался скрипачу Михаилу Болховитину, исполнявшему сольную каденцию с необыкновенным юмором. Кроме того, всевозможные изощренные приемы игры на духовых, такие как часто используемая современными композиторами игра на мундштуке, придавали пьесе яркий колористический эффект.

Завершала концерт «Жизнь в красном цвете» Э. Денисова на стихи Б. Виана. Смешение сюрреалистичного, абсурдистского начала, черного экспрессионизма и гротеска в содержании сочинения в полной мере было передано музыкантами. Сложнейшую вокальную партию на французском языке достойно исполнила солистка ансамбля Екатерина Кичигина. При довольно больших масштабах (в произведении семь частей) исполнителям удалось сохранить целостность композиции.

Концерт подошел к концу, и уже совсем не удивительно было слышать в фойе филармонии, как зрители, обмениваясь впечатлениями, называли участников ансамбля по именам.

Гаянэ Мелик-Тангиева