Моцарт — хороший подарок себе к 22-летию

Играет Петр Горобец

Студенты консерватории — люди эмоциональные. Некоторые мнят себя Бетховенами, Рахманиновыми, Скрябиными или Шостаковичами. Но есть и такие, которым просто нравится какой-то композитор. Например, Моцарт.

Петр Горобец родился и вырос в Таганроге. 29 мая ему исполнилось 22 года. Он любит кататься на велосипеде, отдыхать с друзьями в палатках, играть на блок-флейте. Читает Гоголя, Булгакова, Уэллса, Диккенса и многих других. Но главное — он прекрасно играет на рояле и любит Моцарта. Он студент третьего курса Ростовской консерватории по классу профессора С. И. Осипенко. В отличие от многих сокурсников, которые, кроме программы к экзамену, больше ничего не знают, он много играет для себя — сольно, в ансамблях — разную музыку. Петр неоднократно выступал в качестве солиста с Таганрогским камерным оркестром, в 2007 году — с Волгоградским Академическим симфоническим оркестром под управлением Эдуарда Серова. Лауреат международного Блютнеровского конкурса в Калининграде и всероссийского конкурса им. Оборина в Астрахани. Стипендиат фонда им. Глазунова. Много концертирует в Ростове-на-Дону и других городах Юга России.

Подарком себе ко дню рождения был его сольный вечер 25 мая. В программе — только один композитор. По словам Людмилы Денисенко, которая также участвовала в концерте, «он хорошо играет и понимает разную музыку, но всё-таки особое значение для него имеет Моцарт. И Петя хотел показать своё понимание его музыки. Просто сыграть три сонаты, очень разные, написанные в разные периоды».

Первой прозвучала соната B-dur KV 281, написанная Моцартом (1775). Как только пианист прикоснулся к клавишам рояля, начался настоящий Моцарт. Тот Моцарт, которого очень трудно исполнять, Моцарт, у которого слышно любую оплошность, Моцарт, которого все играют слишком быстро и задорно. Но Моцарт Петра Горобца был прекрасен. Казалось, если закрыть глаза, и снова открыть, то это уже и не рояль вовсе и не Петр, и мы не в Малом зале консерватории в 2010 году. А находимся мы в далеком 1775 году, и Моцарт на клавире играет свою новую сонату. Вторая часть вернула нас в настоящее. Заметно было, что больше всего музыкант любит вторые части сонат. Он сразу преобразился, на лице появилась яркая мимика. Но не такая, которая у многих пианистов показывает, как трудно это играть, а та, по которой чувствуется, что исполнитель полностью погрузился в музыку, проживает этот момент в ней. Время остановилось. И вот уже финал. Очень яркий, солнечный Моцарт. Но форте очень аккуратное и не громкое.

Соната F-dur KV 533/494 (1788) — совсем иная. Первая часть, полная полифонических приемов, отсылала в далекую эпоху барокко, к самому И. С. Баху. Здесь не было ярких драматических кульминаций, но в то же время, ощущалась динамика формы, музыка шла вперед. Заметно было, что Петр со всей тщательностью подошел к выбору программы концерта, продумал и прочувствовал каждую сонату. Вторая часть снова погрузила молодого артиста в себя. Посередине части в зале погас свет, выключилась видеокамера, которая вела запись. Но этот конфуз никак не отразился на Пете.

После небольшого антракта, когда С. И. Осипенко сказал «Давайте!», началось второе отделение, в котором Петр и Людмила Денисенко, студентка четвертого курса того же педагога, сыграли сонату F-dur KV 497 (1786) для клавира в четыре руки. По словам Люси, это очень сложная соната, симфоничная. Первую часть они играют вместе уже давно, а вторую и третью — впервые. Учить было не сложно, а скорее, интересно. Эта соната была трактована ими по-романтически. В музыке было много драматизма, напряженных гармоний. В конце первой части, что публика пыталась зааплодировать. И снова философская вторая часть и драматичный финал. Конечно, чувствовалась некая соревновательность в их игре, в Петре просыпался солист, и он вёл Людмилу за собой. Через два дня у неё был свой сольный концерт. Может, тоже подарок имениннику?

Сложно писать о прекрасном, выдающиеся поэты и мыслители не один век подбирали слова, чтобы описать красоту. Мне же хочется придти на концерт Петра Горобца, закрыть глаза и слушать. И чтобы время снова остановилось…

Ирина Саломатова