Дмитрий Шейнкман:

«Все лучшее в моей жизни связано с музыкой…»

Скрипач – ансамблист и солист, за многие годы концертной деятельности побывавший во многих городах России и многих странах мира. Им сыграно более 1000 сольных концертов, в основном, за рубежом. Участвовал во многих крупнейших европейских музыкальных фестивалях. Входил в состав струнного квартета Ростовской филармонии. Вместе с ансамблем «Камерата», в котором проработал 11 лет, гастролировал в ЮАР, Германии, Свазиленде и Намибии.

Авторитетный педагог. Среди его учеников – лауреаты международных конкурсов ДеМюкс, «Концертино Прага», конкурса им. Д. Ойстраха, стипендиаты фондов М. Ростроповича, В. Спивакова, «Русское исполнительство». Проводил мастер-классы в США, Великобритании, Германии, в разных городах России. Его ученики являются лауреатами престижнейших конкурсов.

Профессор кафедры струнных инструментов. Зав отделением струнных инструментов ССМШ (колледжа) при Ростовской консерватории.

Пробует себя в дирижировании: создал и возглавил камерный оркестр колледжа…

…История жизни каждого талантливого человека, будь он музыкант, конструктор или спортсмен, – уникальна. Сегодня, накануне своего 50-летия, Дмитрий Виленович Шейнкман рассказывает о себе, о профессии, об учителях и учениках.

– Я родился в маленьком провинциальном городке Умань, недалеко от Киева. Этот местечко славится тем, что здесь расположен национальный парк «Софиевка», построенный в конце XVIII века графом С. Потоцким для своей любимой жены Софии. Парк этот имеет европейское значение. Умань, как и многие такие городки, хранит теплоту, мягкость, уют, чистоту, простоту общения. Я вырос в этом городке, пропитанном красотой звуков, любовью бабушек, запоминающимися встречами – всем тем, что нас окружает в детстве... Когда мне не исполнилось еще и года, наша семья переехала в Сибирь, в столицу Бурятии, Улан-Удэ, где мы прожили семь лет, но каждое лето я приезжал к бабушкам в Умань.

Мой отец, Вилен Давидович, человек творческий. Играет на семи музыкальных инструментах, и это лишь с тремя классами музыкальной школы! А фортепиано он владеет даже лучше, чем я, со своим консерваторским образованием… Знает шесть иностранных языков. Пишет стихи и песни далеко не на дилетантском уровне. А по профессии он инженер-самолетостроитель.

– А вы пишете стихи?

Стихи все писали когда-то… Я помню свои первые стихи. Они создавались очень быстро. Первое было посвящено жатве, потом было что-то еще о жизни крестьянина: «Белый снег вокруг чернеет, уж потаяла земля. Трактористы посадились на стальных своих коней». Еще одно посвящалось В. И. Ленину: «Пули свистят, свистят, свистят, а Ленин все идет, и идет, и идет, а пули свистят, свистят и свистят…»

Моя мама, Полина Абовна, не училась в музыкальной школе совсем, но обладает удивительным голосом и чутким музыкальным слухом. Когда мы собираемся вместе, бывает, поем в два голоса.

Как начались занятия музыкой?

В первый класс музыкальной школы я пошел в 8 лет, уже в Таганроге, куда моего отца перевели на новое место работы. Я очень хотел играть на фортепиано, подражая моей сестре Людмиле, которая к тому времени уже училась музыке. Меня прослушали, но место оказалось только в классе по скрипке, куда я и поступил. Знаете, пианистов всегда было много… К тому же, обучение на струнном отделении стоило дешевле. Так я начал заниматься на скрипке.

Занимался, как и большинство ребят в моем возрасте... плохо. У меня было еще много других увлечений в то время: спортивная гимнастика, футбол, бокс, велосипед... Эта любовь к спорту мне тоже досталась от родителей: отец имел второй разряд по спортивной гимнастике, а мать занималась художественной. Но к третьему классу школы нужно было делать выбор: или спорт – или музыка, и выбор был сделан. Я продолжил заниматься скрипкой…

В музыкальной школе у меня было еще одно увлечение: я любил петь, с первого до шестого класса был солистом в хоре. А моя замечательная учительница по хору, Людмила Владимировна Йогансон всячески мне в этом содействовала. Помню, однажды она сказала, как должен выглядеть настоящий мужчина: у него всегда должна быть чистая одежда и вычищена обувь. Я очень к ней прислушивался, да и сказала она мне об этом вовремя – во втором классе, и с тех пор это правило я стараюсь соблюдать. Еще она рассказывала, как следить за голосом, что нельзя есть семечки, мороженное… Я следовал всем ее советам.

Пение в хоре и в семейном кругу, безусловно, очень повлияло на меня. В частности, на понимание того, как надо интонировать на скрипке, что такое вокальная моторика, насколько ее понимание и слышание важно для скрипача…

Конечно, во время активных занятий пением, концертов с хором на радио и телевидении я не очень усердно занимался по специальности. И мой преподаватель по классу скрипки, Вартан Иосипович Давидян, был таким отношением недоволен. Он ростовчанин, но ездил в Таганрог для занятий в музыкальной школе. Я помню, у него даже был свой небольшой диванчик, на котором он, бывало, оставался ночевать прямо в школе. Он называл нас «баранчиками», и это была его естественная реакция на неуспехи своих учеников. А я к тому же был мальчиком своенравным. В третьем классе произршел однажды такой случай: мой преподаватель, не желая в очередной раз вставать с кресла и поправлять мне локоть под скрипочкой, взял длинную линейку и постучал мне по локтю. Я пожаловался дома родителям, что меня на уроке бьют. Но когда они пришли в музыкальную школу, их встретил умный, красивый, улыбающийся армянин, сразу расположивший к себе. Недоразумение быстро разъяснилось. Сейчас, как преподаватель с более чем 30-летним стажем, вспоминая тот случай, я понимаю, почему так делал мой педагог. Перед ним стоял мальчик очень неподатливый. Меня, знаете, никогда не били, со мной всегда нужно было разговаривать, убеждать… Но даже разговоры обычно не достигали цели до тех пор, пока я не пойму, что это мне действительно нужно.

Понимание пришло в шестом классе. Я понял, что успех занятий на скрипке зависит от того, сколько я занимаюсь, и как. Мне хотелось играть на скрипке не хуже, чем другие… или, точнее сказать другой…

– Соперник?

– Нет, он был моим другом. Мне, знаете, нравится конкуренция. Это пробуждает во мне желание и интерес больше делать самому, достигать лучших результатов… Я стал заниматься много и более качественно. И случилось так, что я впервые в жизни выучил программу задолго до экзамена. Мне не пришлось трястись перед экзаменом, что я чего-то не знаю, не доучил, я был спокоен и уверен. И этот положительный опыт – чем больше и внимательней занимаешься, тем лучше результат – конечно, изменил мое отношение к музыке и к занятиям на скрипке.

Затем я поступил в Таганрогское музыкальное училище, окончил его с красным дипломом. Но только сейчас я понимаю, что цвет диплома на самом деле не определяет качества знаний. Это лишь показатель наличия пятерок и четверок или чего-то еще, но только не качества.

После училища была армия, я служил во внутренних войсках. Приходилось переносить большие нагрузки, бегать на большие расстояния в полном обмундировании. И моя спортивная подготовка, в частности, мои занятия подводным плаванием мне очень помогли.

Когда я пришел из армии, то решил поступать в консерваторию. За месяц я выучил вступительную программу, мне помог мой педагог из училища Михаил Михайлович Кузнецов. И я поступил. В этот год набрали много сильных ребят, и я понимаю, что тогда мне просто дали шанс проявить себя.

Учился я с переменным успехом, потому что надо было еще работать, содержать семью. Работал в музыкальных школах – в Александровке, затем в Доме офицеров. Последнее, конечно, было очень удобно, потому что через дорогу от консерватории. Расписание было выверено по минутам, и если я где-то задерживался, то все расписание рушилось. Это приучило меня быть дисциплинированным, стараться все делать вовремя. Если ты хочешь чего-то добиться, если хочешь что-то успеть сделать, надо внимательно посмотреть в расписание, разбить его на более «мелкие длительности», и тогда начнешь успевать. Человек, у которого мало свободного времени, больше успевает. Я взял для себя это за правило на всю жизнь.

Начиная с третьего курса консерватории, я стал работать в составе Струнного квартета Ростовской областной филармонии, где играли мои преподаватели, замечательные музыканты: Лев Айзенберг, Лев Атлас, Юрий Юрасов. К тому времени это был уже известный творческий коллектив. Предложение о сотрудничестве поступило очень неожиданно. Квартету срочно нужен был скрипач, и после одного из академконцертов ко мне подошел Александр Львович Вольпов и предложил сотрудничество. У меня была всего лишь ночь, чтоб выучить две концертные программы. И с этими программами мы поехали на гастроли по области. 29 концертов за 9 дней. В один из дней, помню, было 7 концертов! Первый начался в 5.30 утра – в первую смену шахтеров, последний в 8 вечера. Так мы выдали квартальную норму за 9 дней. А всего с 1985 по 1991 год было сыграно около 250 концертов. Работа в квартете в течение 5 лет мне многое дала как музыканту, закалила. За три дня до моего госэкзамена в консерватории у нас было 12 квартетных концертов, и поэтому исполнение программы стояло для меня в череде других концертов, не вызывая излишней нервозности.

– Какие у вас есть увлечения помимо музыки?

– Мне нравится все, что связано с музыкой, но не только. Скульптура, живопись, архитектура, дизайн – все, что имеет отношение к искусству. Люблю театр, с удовольствием хожу на спектакли в ТЮЗ и в театр им. М. Горького. А еще рыбалка, лыжи, коньки, велосипед. Когда я выезжаю на гастроли, я люблю брать велосипед напрокат и ездить по городу, рассматривая достопримечательности. Теннис люблю, бильярд, шахматы, шашки.

– А как насчет литературы, есть любимые писатели, поэты?

– Ф. Тютчев и Б. Пастернак, И. Стоун…

– Вы говорили, что любите все виды искусств, а есть ли художники, творчество которых вы особенно для себя выделяете?

– Когда я приезжаю в новый город, люблю посещать разные церкви, соборы, музеи. Я был в крупнейших музеях и могу сказать, что наши музеи по своим собраниям, содержанию не уступают лучшим музеям Европы... Из художников мне нравится портретист В. Боровиковский, у которого на картинах, знаете, глаза будто светятся… очень завораживает. Из западных художников – Дега, Гойя.

– Много путешествуя, вы видели разные города и страны, есть ли среди них такие, куда хотелось бы не раз еще вернуться?

– Да, я очень люблю Петербург. Это один из крупнейших культурных центров России. Нравится Хинтерцартен с его покоем, размеренностью и прекрасной экологией… Иерусалим… И Япония.

– У вас успешная педагогическая деятельность, о чем свидетельствует большое число ваших учеников, ставших лауреатами многих конкурсов. Расскажите об этой стороне вашей творческой жизни.

– Педагогическая деятельность требует не только умения играть самому, это способность передавать свои знания другим. Есть много примеров, когда выдающийся музыкант-исполнитель не воспитал таких же ярких учеников, например, Г. Венявский в Петербурге. Обратный пример – П. Столярский: сам он неважно играл на скрипке, но из его класса вышли выдающиеся музыканты-исполнители, такие как Д. Ойстрах. Самое главное для меня как педагога – обучая правилам музыки своих учеников, требуя выполнения этих правил, сохранить и развить в ученике индивидуальность. Очень важно, как мне кажется, не усложнить сложное, а сделать материал предельно ясным для ученика.

– А с кем вам больше нравится работать: с учениками младшего возраста или со студентами?

– Мне нравится работать со всеми, кто любит музыку, кто ее чувствует. Люблю заниматься с теми, кому это действительно интересно. Возраст не важен.

– Кроме всего прочего, вы являетесь дирижером камерного оркестра колледжа при консерватории…

– Оркестр был создан три года назад. Надо сказать, что за это время он прошел большой путь в своем развитии – в репертуаре и современная музыка, и классика, несмотря на юный возраст оркестрантов. На творческом счету большое число концертов перед самой различной публикой, и не только города Ростова-на-Дону.

А дирижированием занялся просто потому, что было интересно…

– Вы когда-нибудь жалели, что связали свою жизнь с музыкой?

– Никогда! Это был осознанный выбор. Задавал себе время от времени вопросы, зачем нужна музыка, зачем я этим занимаюсь, и почему скрипка. Но давно ответил на них. И считаю, что это не просто важное, а очень важное дело. Потому что музыка напрямую воздействует на чувства и разум и от того, о чем мы говорим музыкой, как мы это делаем, какую музыку играем, во многом зависит духовность человека… Все лучшее в моей жизни связано с музыкой и хорошими людьми.

Интервью взяла Галина Козева