Рояль из кустов

Новый филармонический Steinway предстал взору и слуху публики досрочно

Продолжая радовать ростовскую публику вечерами цикла «Все симфонии Чайковского», Ростовский академический симфонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Юрия Ткаченко на этот раз (13.11.10) представил Первый фортепианный концерт и Пятую симфонию композитора-юбиляра. А солисткой и гостьей была одна из самых ярких звезд нового поколения российских музыкантов, блистательная пианистка, лауреат международных конкурсов, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина. Однако слухи о раскупленных билетах были несколько преувеличены, и почти треть зала оставалась пустой.

Еще один персонаж, которого нельзя было не заметить – новенький, блестевший черной полировкой Steinway, совсем недавно пополнивший парк инструментов Ростовской филармонии. Первый фортепианный концерт Чайковского в исполнении Екатерины Мечетиной – это, очевидно, неофициальная презентация рояля, потому как в первом концерте абонемента «право первого вечера» было обещано Денису Мацуеву. Очевидно, по причине новизны и «необыгранности» рояль немного «низил», но при этом, безусловно, радовал теплым, матовым тембром и в целом звучал превосходно.

Рецензии на концерты Мечетиной пестрят фразами типа: «Слушателей покоряет не только виртуозное исполнительское мастерство пианистки, но и ее лучезарное обаяние». Ростовская публика смогла уже во второй раз убедиться в том и другом (менее года назад на этой же сцене пианистка играла Рахманинова). На большую концертную эстраду она выходила с пяти лет, в пятнадцать уже ездила в концертные туры по всему континенту, и не только. В настоящее время она дает около семидесяти концертов в год! Выиграла конкурсы в Европе (в том числе, «Премия Моцарта», юношеский им. Шопена, им. Бузони в Италии, всемирный конкурс пианистов в Цинциннати и т. д.). Входит в состав жюри различных конкурсов; в Ростов она приехала как раз после конкурса «Щелкунчик». Молодая артистка является признанным мастером. Р. Щедрин доверил ее мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта…

Возможно, именно из-за проблем строя в столь мощной первой части концерта, где нужна поистине мужская сила и выдержка, пианистка немного зажалась. Что, как представляется, в общем-то, ей не свойственно: как подметила американская газета «The Boston Globe», «Мечетина – прекрасная пианистка, ее игра – смелая и уверенная, как и должно быть у представителя русской фортепианной школы».

Говорят, «ясность повествования – вежливость литератора». Ту же мысль можно отнести и к музыканту-исполнителю. Мечетина очень чутка к деталям текста. Ничто не проходит мимо ее внимания, и это позволяют ей оживить музыкальную ткань, наполнить ее разными оттенками тембров и смыслов. Мотивная работа композитора, диалоги и речитативные монологи лирического героя, по-листовски интерпретированные, динамика волн развития – все это в поле ее интереса. Она сама этим живет, она погружена в музыкальную материю. Отсюда – самое ценное и нечастое ощущение участия, вовлеченности в процесс создания музыки не только исполнителя, но и слушателя. Купание в лирике побочных партий и тем второй части, изысканность и в то же время простота второй темы финала, осязаемость процесса ее калейдоскопических поворотов разными гранями – все ей удавалось. Харизма Екатерины Мечетиной как солистки бесспорна. Иногда она вела за собой весь оркестр (как это было уже в первом аккордовом соло), и оркестр как единый организм, как ее собеседник шел за ней.

Овации публики – вполне заслуженны. На бис, конечно, звучал Чайковский. Во всей красоте звука, мягкости, интимности тембра предстала перед нами пейзажная зарисовка из «Времен года». «Баркарола» – миниатюра с образной амплитудой от меланхолии до ярко выраженного жанра и снова к той светлой грусти, которая так отличает русскую лирику, да и лирику Чайковского от всех прочих, особенно. Воистину, умение петь на ударном инструменте (а механизм у рояля именно ударный) – признак большого мастера.

Пятая симфония Чайковского по сей день вызывает споры среди музыкантов. Вот уж где может развернуться искусство интерпретации! «Оптимистическая» концепция, обещанная М. Шорниковой во вступительном слове, по счастью, так и не воплотилась в жизнь. Юрий Ткаченко сумел передать ту двойственность идейного вывода, которую таит в себе партитура: победа Судьбы над Человеком – или Человека над Судьбой? Перевес в сторону фатума диктует трагическая кульминация финала и всего цикла, основанная на теме вступления, она же – лейтмотив симфонии. Рельефно выделяя звучание темы каждый раз, дирижер добился ее постоянного, «зримого» присутствия. Она неотступно следует за лирическим героем симфонии, облачаясь в разные одежды. Или, как писал композитор, напоминая Дамоклов меч, который «висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу».

Тема вступления угрожающе проникает в сферу лирической второй части, где ей, казалось бы, не место. Тема валторны (которая уже сама по себе шедевр лирики Чайковского) сникает, тает под ее натиском. В третьей части, сразу за скерцозной темой – аллюзией «Щелкунчика», она мелькает вновь, примеряя к себе маску вальса. Наконец, апофеоз фатума – четвертая часть, где лейттема звучит настолько устрашающе ярко, что не подлежит сомнению: финал – это ее территория. И пусть народно-жанровая и лирическая сферы слышатся, но эти образы проносятся как видения (найден убедительно-быстрый темп исполнения), и в сознании все же остается тема вступления.

Динамично выстроенный цикл, подвижные темпы – все это указывает на стремление охватить целое, спаять его воедино. Но эти же быстрые темпы в техническом плане иногда стирали тонкость, дифференцированность групп оркестра и вместе с тем мешали их слитности. Более всего удались две последних части.

В трактовке Е. Ткаченко в Пятой симфонии – уже многое предвещает Шестую. Последнюю можно будет услышать в заключительном концерте абонемента, в январе. Через месяц нас ожидают Вторая, Четвертая симфонии и Скрипичный концерт Чайковского (солист Николай Саченко). А совсем скоро, 29 ноября, уже вне этого абонемента – Вторая симфония и Третий концерт Рахманинова со знаменитым Денисом Мацуевым. Новый рояль снова – теперь уже не таясь – выкатят из кустов.

Александра Федина