«Ода искусству»

Ненастье не помешало Ростовской консерватории отметить бетховенскую годовщину грандиозным концертом

Будний день. С самого утра идет проливной дождь, на улице жуткая слякоть. Как правило, такая погода вызывает желание завершить вечер в теплой уютной домашней обстановке с чашечкой горячего чая. Но, несмотря на непогоду, Большой зал Ростовской филармонии 21 декабря был почти полон. Профессионалов и истинных любителей музыки объединил концерт, посвященный 240-летию со дня рождения Л. Бетховена.

Не только любовь к творчеству композитора подвигла зрителей прийти на этот праздник музыки, но и сами участники концерта: симфонический оркестр и хор Ростовский консерватории, заслуженные артисты России, профессора кафедры специального фортепиано — Римма Скороходова и Владимир Дайч. Некоторые зрители пришли на концерт специально услышать игру исполнителей, давно уже заслуживших любовь и глубокое признание публики. Дирижерами в этот вечер были Народный артист России профессор Семен Коган (художественный руководитель, главный дирижер оркестра) и дебютант — его студент, 5-курсник кафедры оперно-симфонического дирижирования, Сергей Нестеров (Заслуженный артист России, концертмейстер симфонического оркестра Ростовского музыкального театра, солист Ростовской филармонии, профессор кафедры струнных инструментов).

Концерт состоял из произведений, созданных композитором в 1808—1809 годах и объединенных общей тематикой — светлым утверждении жизни, любви, истинного искусства. Такими произведениями явились Фантазия для фортепиано, хора и симфонического оркестра, ор.80 и 5-й фортепианный концерта Es-dur, ор.73.

Хоровая фантазия — последнее произведение Бетховена, публично исполненное им 22 декабря 1808 года, где композитор выступил в качестве пианиста-виртуоза. Тема поэтического текста фантазии — восхваление искусства, прославление его силы — отражена не только в словах (текст произведения был заказан Бетховеном уже после написания музыки и написан до сих пор точно неустановленным поэтом — Куфнером или Трейчке), но и непосредственно в самой музыке, что превосходно продемонстрировала нам солистка Римма Скороходова. Соло пианистки импровизационного характера и тема, предвосхищающая тему радости в финале Девятой симфонии, с каждым разом звучали напористей, словно само искусство, пытаясь пробиться сквозь давление невежества, косности, провозглашало свою силу. Образ силы является ключевым в сочинении, сам композитор в свое время разрешал издателям изменять слова текста там, где они посчитают нужным, но настаивал на сохранении одного слова — «сила», так как искусство, лишенное силы, теряло для него всякий смысл.

Непрерывные диалоги солиста и отдельными группами инструментов оркестра (изредка оркестровым tutti) способствовали яркому колористическому звучанию произведения, но одновременно создавали сложность в создании целостности формы. С этой нелегкой задачей превосходно справился Сергей Нестеров, который, несмотря на то, что выступал в качестве дирижера впервые, проявил себя как опытный и чуткий музыкант. По словам Риммы Скороходовой и артистов оркестра, с Сергеем Нестеровым играть было очень комфортно.

Во втором отделении концерта прозвучал 5-й фортепианный концерт, где солистом выступил Владимир Дайч, а за дирижерским пультом стоял Семен Коган. Пианист с первых же нот почувствовал себя как рыба в воде и, окунувшись в океан бетховенской музыки в начале произведения, купался в этих волнах до последних звуков.

5-й концерт — один из любимых концертов артиста. Впервые пианист сыграл его, будучи студентом 4 курса Московской консерватории, на конкурсе, который проходил в родном вузе. С тех пор этот концерт прочно вошел в репертуар В. Дайча. Этот концерт по своим масштабам и глубине не уступает бетховенским симфониям, в нем мы наблюдаем новое использование оркестра (гораздо чаще и компактнее звучит медная группа) и солирующего фортепиано, партия которого сама по себе симфонична. Своей игрой пианист продемонстрировал многообразие динамики, туше, каждая фраза была наделена определенной смысловой и колористической нагрузкой, ни одной ноты не было сыграно «просто так». В руках мастера звуки рояля приобретали окраску того или иного инструмента симфонического оркестра.

Сам же оркестр под руководством С. Когана звучал не как студенческий, а как вполне профессиональный оркестр. Дирижер уже после концерта в беседе с одним из профессоров отметит, что 5-й концерт — произведение очень сложное и то, на каком уровне его исполнил оркестр — дорогого стоит! С. Нестеров, Р. Скороходова, В. Дайч в один голос в беседе будут говорить примерно то же самое: не каждый профессиональный коллектив осилит и столь качественно исполнит такую программу, как симфонический оркестр Ростовской консерватории.

Музыка Бетховена в очередной раз не только сплотила слушателей и исполнителей, но и продемонстрировала незаурядные артистические возможности нашей консерватории — объединив великолепных солистов, хор и симфонический оркестр.

Искусство — сила!

Марина Караманова