Кто лучше исполнит музыку ростовских композиторов?

Целый спектр ярких впечатлений и положительных эмоций получили и конкурсанты, и слушатели, и сами авторы... В Ростове-на-Дону, с 22 по 28 марта 2011 года был проведен конкурс студентов и аспирантов консерватории на лучшее исполнение произведений ростовских композиторов. И поэтому хочется выразить большую благодарность устроителям – Ростовской организации Союза композиторов России, Ростовской консерватории и Ростовской областной филармонии.

«Идея о создании конкурса давно витала в воздухе, – рассказывает председатель правления Ростовской композиторской организации профессор Анатолий Цукер, – но по различным обстоятельствам не могла реализоваться ранее». В этом году предложение о проведении конкурса поступило от композитора Михаила Фуксмана, который и разработал условия, после чего механизм реализации был запущен.

По имеющейся информации, подобного рода состязание, где исполнялись бы произведения своих же, местных авторов, был проведен не только впервые в нашем городе, но и впервые в России. Это не может не вызывать чувство гордости и не породить надежду на то, что эта идея будет развиваться и введена в практику в других регионах страны.

Такое соревнование дает возможность проявить себя как исполнителям, так и композиторам, музыка которых зачастую «лежит в столе, молчит». Конкурс выявил много новых произведений, которые достойны звучать наряду с музыкой признанных мастеров, и которые теперь, наверняка войдут в учебный и концертный репертуар.

В программе звучали произведения маститых ростовских композиторов (явными лидерами среди которых на первом туре были В. Красноскулов, Г. Гонтаренко, В. Ходош), написанные и совсем недавно, и почти полвека назад (сюита «По Болгарии» и Сонет У. Шекспира № 145 В. Красноскулова, Концерт для скрипки с оркестром, номера из оперетт «Схватка в лесу» и «Двенадцатая ночь» В. Ходоша). Рядом с ними звучали и опусы молодых – студентов консерватории (среди дебютантов – Н. Алхасова, Э. Коргуева, Д. Хлынин).

Интересно, что перед конкурсом в некоторые сочинения были внесены изменения. Например, некоторым авторам для удобства исполнения пришлось транспонировать свои романсы и песни. Так, в частности, случилось с частью из цикла В. Красноскулова на стихи М. Цветаевой. А в партитуру его романса «Весна», написанного в 70-е годы, по предложению певицы Жасминэ Мартиросян, обладающей легким лирико-колоратурным сопрано, композитор добавил вокальные украшения и сдвинул тональность вверх.

В конкурсе приняли участие студенты и аспиранты, а также учащиеся старших классов колледжа при РГК – всего 53 человека! Шестнадцать лучших номеров, исполнители которых стали лауреатами, прозвучали на гала-концерте в областной филармонии, где жюри объявило победителей. Обладателями Первых премий стали: в сольной инструментальной секции – Зарина Тлехурай (фортепиано), Аркадий Казарян (баян); в сольной вокальной секции – Юлия Башкатова; в секции камерного ансамбля – Владимир Филатов и Надежда Зингер. Артур Давлетшин удостоен приза Союза композиторов и приза зрительских симпатий. Гран При присужден струнному квартету в составе: Любовь Чаленко, Яна Кочергина, Гайк Шекоян, Алена Кутергина.

Еще один важный положительный итог события – сделаны записи произведений, причем некоторые из них ранее никогда не записывались. В результате образовалась целая фонотека музыки ростовских авторов.

«Конкурс превзошел все наши ожидания. Исполнительское мастерство находилось на высоком уровне, музыкальные произведения отличаются достаточной сложностью, а их исполнение – выразительностью», – отмечают члены жюри.

В связи с достойными итогами конкурса и широкими перспективами, которые он открывает, решением председателя правления Ростовской организации Союза композиторов конкурс получил статус регулярного. А это значит, что через два года мы будем вновь наслаждаться музыкой, которая создается рядом с нами, нашими педагогами и соучениками. И притом в хорошем исполнении!

Лаура Биркая