Камерная музыка Бетховена и Шумана:

маленькие и большие, но вкусные ансамбли

Зачастую слушатель с бóльшим удовольствием воспринимает новое произведение, чем хорошо знакомое. Этот принцип (впрочем, давно не новый) взяли на вооружение студенты вокального отделения консерватории. Вечером минувшей пятницы со сцены Малого зала в исполнении Киры Илонской (сопрано), Александра Юдина (тенор) и Романа Сейидова (баритон) прозвучали «12 шотландских песен для одного и трех голосов» Бетховена.

История создания цикла обработок весьма интересна. В течение 1810–1815 годов Бетховен работал над аккомпанементами, ритурнелями и интерлюдиями для шотландских песен. Оригиналы ему присылал Георг Томсон, известный шотландский фольклорист и издатель, с которым они довольно долго поддерживали дружеские отношения. Томсон с энтузиазмом относился к собиранию и художественной обработке так называемых «шотландских» песен. Почему «так называемых»? Дело в том, что Бетховен понимал под «шотландскими» песнями самые разнообразные напевы – и подлинно шотландские, и ирландские, и уэльские, и мелодии других стран. Удивительно, что композитор писал аккомпанементы, не зная текстов присылаемых песен. Несмотря на это, он сумел удачно раскрыть их содержание лишь на основе самих мелодий.

Целиком цикл исполняется довольно редко. По настроению песни очень разные, и исполнителям пришлось «примерить» на себя несхожие роли. В песне «Дункан Грей» они с добрым юмором поведали слушателям историю любви героя и девушки по имени Мэг; в песне «Ах, плутовка, брось уловки» Кира Илонская мастерски продемонстрировала чувства замужней женщины при появлении соперницы – благородство и уверенность в супруге, а в песне «Гарри с гор» – неясное пока чувство пробуждающейся любви. В «Пастушьей песне» (К. Илонская, А. Юдин, Р. Сейидов) чувствовалась простота и глубокая искренность настоящей народной песни. А «Застольную песню» на слова Р. Бернса – одну из самых известных в этом цикле – они исполнили с таким неподдельным удовольствием, что, казалось, вокалистам не хватает только заздравных кубков в руках!

Нельзя не упомянуть ансамбль, который исполнял аккомпанемент (собственно, дописанный Бетховеном к мелодиям напевов). В его составе – Татьяна Попова (скрипка), Ирина Синельникова (виолончель) и Дарья Музыка (фортепиано). Очень хорошо дополняя друг друга и солистов, они создавали настоящий контрапункт мелодиям, поддерживали вокалистов и активно участвовали в создании неповторимой атмосферы каждой песни.

Во втором отделении концерта публике был представлен Квинтет ор. 44 Роберта Шумана. Композитор написал его в сентябре 1842 года. Вернее, он написал шесть струнных ансамблей с фортепиано (квинтет, квартет и четыре трио), где партию рояля должна была исполнять жена композитора Клара. Эти ансамбли выделяются среди прочих произведений Шумана относительно бóльшей внешней эффектностью и доступностью. Этому есть объяснение: Шуман искал пути к слушателю-непрофессионалу. К тому же, эти ансамбли могли обогатить репертуар Клары. Желанию Роберта суждено было сбыться – с 1843 года эти произведения прочно вошли в ее концертные программы и, по словам Б. Асафьева, «исполнялись повсеместно с большим успехом».

Квинтет представил слушателям ансамбль: Мария Семенюк, Мариетта Абрамянц (скрипки), Мирослава Нимиря (альт), Елена Нестерова (виолончель) и Дарья Музыка (фортепиано).

Вся первая часть Квинтета – в непрерывном движении, в беспокойстве, кипении жизненных сил. Вторая – схожа с медленной частью Героической симфонии Бетховена и финалом Шестой симфонии Чайковского. В ее главной теме преобладает оттенок вечной разлуки, прощания. Скерцо словно восстанавливает жизненную силу начальной части. Финал Квинтета – разнообразное соединение тем, и новых, и уже звучавших, своеобразные диалоги с предыдущими частями.

Состав ансамбля подобран очень удачно: все участницы чувствуют «локоть» партнеров, ансамбль звучит слаженно и очень эмоционально. Музыканты понимают друг друга без лишних жестов – взгляд-знак пианистке, взмах смычка – и звуки шумановской мелодии словно льются в зал.

Вела концерт музыковед второго курса Лаура Биркая. Она интересно рассказывала о произведениях, хотя было видно, как она волнуется, что привело к некоторым досадным оплошностям.

Впрочем, эти никак не отразилось на общем настроении. Публика тепло принимала музыкантов, вызывая их аплодисментами на сцену снова и снова.

Вероника Шатан