Мощный грув на кончиках пальцев

Первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь недавний концерт оркестра Кима Назаретова, – «Это было блестяще!». Бывают такие выступления, которые проходят, что называется, без сучка, без задоринки. Это как раз такой случай. «Тэд Джонс – торговец ритмом» – такое интригующее название придумали организаторы для очередного концерта оркестра, который состоялся 21 апреля на сцене Малого зала Ростовской областной филармонии. К слову сказать, следующий вечер, запланированный на 24 мая, пройдет уже в Большом зале. «Растём», – гордо, но со скромной улыбкой прокомментировал анонс Петр Назаретов, который весь вечер выполнял функции дирижера и ведущего.

Вообще-то, название концерта происходит от названия одной из самых известных тем Тэда Джонса – «Торговец грувом». Но популярность оркестра настолько широка, что его выступления посещают и люди, далекие от джазовой терминологии. Понятие «грув» известно не каждому, и его заменили вполне понятным синонимом: groove и означает ритм в музыке.

Тэд Джонс – знаменитый трубач 60–70-х годов XX века, выходец из оркестра Каунта Бэйси, позже создавший свой оркестр и снискавший большую славу не только как трубач, но и как бэнд-лидер – его состав в свое время считался одним из лучших в стиле модерн. О личности музыканта, его творческих достижениях, стиле интересно рассказал Петр Назаретов. Музыкальный руководитель коллектива Аркадий Олейников ни разу не появился на сцене, а сам оркестр предстал в немного расширенном составе: на конго играл Алексей Мудраков.

Концерт состоял, к сожалению публики, всего из девяти номеров. И слушатели явно не насытились музыкой – уходить просто не хотелось. Но это были самые яркие композиции, созданные музыкантом. Особое впечатление произвел необычный номер: знаменитая мелодия Тэда Джонса, которую он посвятил рождению своего ребенка, «A Child is Born» («Ребенок родился»), была дана сначала в записи самого Тэда Джонса и его оркестра и затем была плавно подхвачена ростовским бэндом. Партию рояля проникновенно исполнил сам Петр Назаретов.

Композицию «The Great One», одну из частей сюиты Тэда Джонса, написанной в 1972 году, коллектив представил при участии гостя – афроамериканского вокалиста Израэля Ганы. Перевод названия публике не сообщили. Ведущий лишь предварил номер словами о том, что он может показаться непривычным для слуха, поскольку это не типичное джазовое произведение, а «счастливое времяпрепровождение». То есть, если отталкиваться от традиционного значения жанра, которому соответствовала эта тема, перевести ее название можно как «Великий» и предположить в ее содержании обращение к богу. Счастливое времяпрепровождение и вправду длилось долго, по ощущениям, больше десяти минут. Это было похоже на спиричуэл, но звучащего на современный лад, благодаря ритмическому подкладу. Особенность номера – отсутствие кульминаций и солистов как таковых.

«На кончиках пальцев» − так называлась композиция, созданная барабанщиком оркестра Тэда Джонса Мэлом Льюисом. В ней нам представилась возможность насладиться мастерством ударника по части владения щетками. Барабанщик оркестра, музыкант с безупречным музыкальным вкусом и профессионализмом Давид Сагамонянц отлично справился со своей главенствующей ролью в этом номере.

Следует отметить и лирическую, проникновенную балладу «To You» («Тебе»). История композиции заслуживает того, чтобы быть упомянутой. Она была создана Тэдом Джонсом специально для записи, в которой участвовали одновременно два великих джазовых оркестра – Каунта Бэйси и Дюка Эллингтона. Уже один этот факт вызывает к вещи повышенный интерес. Эта романтическая баллада была принята слушателями «на ура».

А блистательные качества Джонса-аранжировщика продемонстрировала известная композиция «All of Me» («Все обо мне»).

Всё завершилось традиционным свингом – темой, которая и дала название всему концерту: «Торговец грувом», где солировали ведущие музыканты оркестра.

С огромным нетерпением будем ждать следующего концерта. Большому оркестру – Большой зал!

Елена Мухаметова