На концерте квартетного класса
Рахманинов, Шостакович, Григ. В тот вечер их объединил жанр квартета. Произведения этих композиторов исполнили студенты класса А. В. Рукина.
Струнный квартет – один из сложнейших видов камерно-ансамблевого исполнительства. Это союз четырех музыкантов, которые должны, не теряя индивидуальности, слиться в единое целое. В достижении этой цели исключительно важную роль играет руководитель коллективов.
Александр Васильевич Рукин – заслуженный артист Российской Федерации, профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Ростовской консерватории, который вот уже 16 лет ведет класс квартета. Не так давно в конкурсе на лучшее исполнение музыки ростовских композиторов «Гран При» был присужден квартету, подготовленному А. В. Рукиным.
Первым прозвучало сочинение С. В. Рахманинова в исполнении студенток второго курса Татьяны Лысенко, Ольги Михеевой, Ольги Васильченко и Марии Андреевой. В творчестве Сергея Васильевича всего два квартета, причем оба остались неоконченными. Первый, из них, который и звучал со сцены, был написан композитором в 16 лет, в 1889 году, в период творческого становления. В игре ансамблисток чувствовалось романтическое настроение, которое передавалось слушателям. Оно подчеркивалось слаженностью ансамбля, чистым и выразительным интонированием. Игра услаждала слух, наполняла зал пряными гармониями. Хотелось парить, порхать в кружевных движениях вальса.
Эмоциональная атмосфера изменилась, когда на сцену вышли студенты четвертого курса Екатерина и Александра Голубевы, Анастасия Болок и Юрий Воронюк и зазвучал Шостакович. Были исполнены две части его Второго квартета – Увертюра и Вальс. Этот опус – одно из последних произведений композитора, написанных в годы Великой Отечественной войны, посвящен он коллеге Виссариону Шебалину. Этот номер, пожалуй, стал кульминацией вечера.
В первой части игра ансамбля насыщена могучими призывами, музыка наполнена пафосом преодоления, созидательной деятельностью, движением вперед. Внешне это находит выражение в неутомимом ритме, непрерывном мелодическом течении и активной игре всех ансамблистов – при яркой индивидуализации партий. Даже в редких лирических эпизодах, распевных, широкого дыхания, слышатся возбуждение и маршевая поступь.
Вальс в их исполнении носит возбужденный характер, но при этом наполнен тонкостью и благородством. Игра с сурдинами придает пьесе волшебное очарование.
Завершал программу «неоконченный» квартет Грига, созданный им в 1891 году. Вот что он сам писал об этом сочинении: «Моим намерением было закончить пьесу, но последние годы принесли так много мрачного как в телесном, так и в душевном отношениях, что я не был настроен продолжить веселое произведение…»
Именно веселье и озорство были слышны в игре ансамбля. Но не только: еще и безмятежная идиллия, будто воспоминания о молодости. Характер первой части был передан тонкой фразировкой, яркой, насыщенной динамикой. Вторая же часть квартета, построенная на плясовой теме спрингданса, таила в себе немало сурового и затаенного. Капризность ритма, смещение акцентов, характерный пунктирный и триольный ритмические рисунки, которые хорошо были переданы ансамблем, подчеркивали национальный норвежский характер.
К сожалению, в зале было не так много слушателей, но собравшиеся по достоинству оценили искусство молодых ансамблистов.
Стендаль говорил: «Квартет это беседа четырех приятных людей». Добавим, что в этой беседе незримо участвуют композитор и, если ансамбль студенческий, – его руководитель. Иными словами, участников всегда шестеро.
Араксия Минасьянц