Ее воспитанники — гордость консерватории

Студенты профессора Р. Г. Скороходовой в очередной раз порадовали слушателей

Октябрь — пора первого расцвета консерваторских классных концертов. Студенты после летнего отдыха и сентябрьской «раскачки» уже вполне могут похвастаться своими достижениями. Одной из таких демонстраций стал концерт студентов заслуженной артистки России, профессора Риммы Григорьевны Скороходовой, который прошел 21 октября.

За роялем блистали лауреаты международных конкурсов Максим Тимофеев и Надежда Зингер. Без лести можно сказать, что им действительно было что продемонстрировать. Кроме блестящей техники и необыкновенно певучей кантилены, главными достоинствами были мысль и психологичность образов. Да и вообще, приятно слушать музыкантов, которые знают, о чем играют.

За плечами обоих пианистов успехи не на одном конкурсе не только российского, но и международного масштаба. У Тимофеева — это победа на международном конкурсе молодых пианистов «На родине С. Прокофьева» в (Донецк, 2007) и др. Он концертирует по России и ближнему зарубежью. Его приглашали в Сочи на открытие концертного сезона 2010/11 года в Зал органной и камерной музыки, где он исполнил Первый концерт Рахманинова.

Зингер ничуть не уступает Тимофееву. Она лауреат международных конкурсов «Искусство XXI века» (Киев — Ворзель, 2003), им. А. Скавронского (Волгодонск, 2010), дипломант международного юношеского конкурса В. Виардо (Запорожье, 2007). Активно участвует в концертах консерватории и городах Юга России.

После II международного конкурса имени Станислава Нейгауза (Челябинск, 2010), где они оба были удостоены лауреатских званий, авторитетный журнал «PianoФорум» писал, что игру Зингер «отличает броская выразительность и смелая виртуозность», а Тимофеева аттестовал как «одного из самых ярких и запоминающихся конкурсантов, музыканта уже вполне сложившегося и зрелого».

Если охарактеризовать игру музыкантов в тот вечер одним словом, это будет слово «превосходно!». В программе прозвучали произведения композиторов разных стилевых направлений — от классицизма до XX века. Ведущим жанром стала соната — в концерте их было три. Тимофеев исполнил Ре-мажорную сонату Гайдна № 14 и Си-минорную Листа, Зингер — Восьмую Прокофьева. Их оттеняли «Двойник» Шуберта—Листа (Тимофеев) и Чакона Губайдулиной (Зингер).

Пианисты играли, как я уже отмечала, превосходно, но очень по-разному. И эта «разность» проявилась во многом, а особенно в поведении за инструментом. Тимофеев вел себя уверенно, спокойно, практически не совершая никаких телодвижений. Нет, конечно, он не сидел как истукан, но и не «танцевал» за роялем. Так, сонату Гайдна он играл, что называется, в стиле: безупречная техника, умеренное forte, прекрасное чувство формы, из внешних проявлений — только морщинки на лбу от концентрации мысли.

Зингер же постоянно «подпрыгивала» при каждом нажатии на педаль, (даже когда исполняла кантилену!), сидела, согнувшись в «три погибели» и была настолько напружинена, что казалось, вот-вот сломается. На звуке это, к счастью, почти не отразилось, разве что в Чаконе Губайдуллиной. Напряжение пианистки было настолько сильным, что оно передалось и слушателям. Да и напугала она всех началом произведения: хоральные аккорды прозвучали так неожиданно громко и колюче, что многие аж вздрогнули! Ну, а в целом, исполнение было интересным и свежим.

Кстати, что касается манеры начинать произведения, то это очень оригинально сделал Тимофеев в «Двойнике». Пока все в зале делились впечатлениями от исполнения Гайдна, он, не дожидаясь тишины, заиграл романтическую фантазию. Получилось очень красиво: пианист так вошел в образ, что казалось — сам Лист сидит за инструментом и импровизирует на тему шубертовской песни.

Оба молодых артиста закончили свои выступления сонатными циклами — Листа и Прокофьева. Тонкость исполнения, артистизм и глубина были характерны для обоих, но разные стили диктовали и разную образность. Тимофеев продемонстрировал необычайную мощь звука, но делал это очень благородно, не форсируя. Зингер тоже играла не слабо, тоже мощно, но уже в женском варианте. Каждый удостоился неоднократного «браво!» из зала.

В заключение программы студенты вывели на сцену своего профессора Р. Г. Скороходову, тем самым, высказав ей благодарность за поддержку и педагогические наставления. Думаю, Римме Григорьевне многие были благодарны в тот вечер — благодарны за воспитание таких талантов как Тимофеев и Зингер, которыми консерватория может по праву гордиться.

Маргарита Шиман