Весенне-музыкальный взрыв

РАСО поздравил дам с 8 Марта

Весна — пора любви и обновления, время, когда природа просыпается от зимней спячки. Никакое другое время года не несет с собой столько надежд, столько чувств. Вечером 3 марта встречать весну пригласили зрителей в филармонию музыканты Ростовского академического симфонического оркестра, дирижер Вадим Вилинов и солист Алексей Котляров.

Вместо привычной «серьезной» музыки симфонический оркестр собрал воедино в программе «Песни страсти и любви» джазовые стандарты, ритмы латиноамериканских танцев и популярные мелодии. Такая задача, скорее, по плечу эстрадно-джазовому оркестру, скажете вы. Но нет, музыканты с радостью приняли вызов и с головой окунулись в непривычный репертуар. Необычные мелодии потребовали специфических тембров, и к академическим инструментам оркестра прибавились шейкеры, гуиро, бас-гитара, литавра piccolo и чаймс.

Открыла концерт увертюра к опере Л. Бернстайна «Кандид». Легкая, быстрая, как будто насмешливая мелодия сразу же ввела слушателей в атмосферу юмора. Полюбившиеся публике песни «The shadow of you smile» («Тень твоей улыбки») из репертуара Барбары Стрейзанд и «Can’t take my eyes» («Не могу отвести от тебя глаз») из музыкального арсенала группы «Muse», которые спел своим бархатным голосом Алексей Котляров, были призваны растопить зимний лед и проложить дорогу весенним озорным мелодиям.

Но не тут-то было. Зрители, пришедшие в этот вечер в филармонию, разумеется, знали, что играть будет симфонический оркестр, соответственно, обстановка должна быть серьезной, то есть никаких аплодисментов во время исполнения. Тот факт, что будут исполняться популярные песни, вряд ли учитывался. В итоге — несмотря на улыбки оркестрантов и старания солиста, который, к слову, выкладывался на «все сто», зал почти половину концерта никакого участия в создании хорошего настроения не принимал.

Однако группа ударных инструментов в этот вечер была, что называется, в ударе. На ее плечи легла самая ответственная задача — держать ритм, что было далеко не просто. Увертюра Х. Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо» с первых же нот закружила слушателей в вихре испанского танца, наполненного жгучими ритмами кастаньет; в воображении возникали узкие улочки Гренады, цветущие сады, пламенное фламенко и, конечно, пылкие признания в любви. Интересная находка: в конце увертюры дирижер опустил руки, повернулся к публике, но оркестр продолжал играть. Затем В. Вилинов, словно спохватился, вернулся к оркестру и додирижировал до конца. Жаль, было заметно, что этот момент был отрепетирован заранее.

Номера концерта подобраны так, чтобы оркестр продемонстрировал свои умения: в «Джазе-пиццикато» Л. Андерсена — мастерски исполненное пиццикато на диминуэндо, в «Love story» Ф. Лея — способность создать диалог с солистом, не заглушив его при этом; в пьесе под милым названием «Пустячок» Л. Андерсена — в духе музыки американских мультфильмов Уолта Диснея — оркестр (а именно — группа медных) неожиданно запел! По залу прокатился восторженный вздох, публика начала «оттаивать» и зааплодировала музыкантам, не дожидаясь окончания миниатюры. Надо отдать должное чувству юмора дирижера: закончив дирижировать первое отделение, он повернулся к зрителям и стал дирижировать аплодисментами: поднимал руки вверх — аплодировали на форте, опускал руки — аплодисменты стихали. Затем, громогласно объявив: «Антракт!», маэстро удалился на перерыв.

Во втором отделении слушателей ожидали синкопированные ритмы, щедро приправленные звучанием медных, как в «Кубинской увертюре» Дж. Гершвина. Увертюра вызвала четкие ассоциации с карнавалом-шествием, улыбками южных красавиц в широких юбках и с цветами в волосах, — атмосферой любви и подлинной испанской страсти. Полька «Три трубы» Р. Мендеса — виртуознейшее произведение, от которого перехватывало дыхание, в буквальном смысле. Но, несмотря на технические сложности, музыканты-трубачи не растеряли оптимизма и справились практически со всеми пассажами.

Аплодисменты еще не успели смолкнуть, когда дирижер в очередной раз показал искусство быть в диалоге с публикой. «Как вам наша вечеринка в стиле латино?» — спросил В. Вилинов. Ответом были улыбки и новые аплодисменты. Тогда дирижер призвал зрителей не быть пассивными и включиться в концерт. Он прорепетировал с залом два слова — «chero» и «sero», которые нужно было произносить хором, по команде, и оркестр заиграл латиноамериканское попурри, сердцем которого стала знаменитая «Besame mucho». Попурри тоже было с сюрпризом — музыканты пели фразу, зрители — по команде дирижера — следом пропевали «chero» или «sero».

Список популярных мелодий продолжила известная песня «Delilah» Тома Джонса, а завершил концерт танец «Маламбо» из балета «Эстансия» аргентинского композитора А. Хинастеры. Исполнение такой зажигательной музыки оркестранты подкрепили разными эффектами — например, тромбонисты размахивали высоко поднятыми кулисами, а контрабасисты, сыграв пассаж, поворачивали свои контрабасы на манер музыкантов в джаз-бэндах.

На бис оркестр и солист подарили залу очень нежную и красивую мелодию песни из репертуара Фрэнка Синатры «My way» («Мой путь»). А затем, поскольку аплодисменты не стихали, еще одну — «Help yourself» («Угощайся»).

Публика аплодировала стоя. И пусть за окном пока еще не весенняя погода, но в душе теперь звучит музыка — песни страсти и любви, песни весны.

В. Шатан