«Неладно что-то в датском королевстве…»

Близящийся к завершению 77-й концертный сезон для главного коллектива Ростовской филармонии был весьма непростым. Прошлогодний скандал, связанный с увольнением бывшего главного дирижера — Юрия Ткаченко, плавно перетек в нынешний, поводом которого послужило назначение на должность Вадима Вилинова (10 лет до того занимавшего должность руководителя Концертного оркестра духовых инструментов им. В. Еждика)…

За прошедшие месяцы последний подготовил и достаточно достойно реализовал немало интересных программ, в которых нашлось место и симфониям Малера и Брукнера, и хитам классики джаза; по его инициативе с оркестром работали замечательные приглашенные дирижеры, среди которых — Хобарт Эрл (США — Одесса), Валерий Хлебников, Мурад Аннамамедов, Юрий Кочнев, выступали блестящие именитые солисты — пианисты Анна Булкина и Мирослав Култышев, скрипачи Алексей Кошванец и Александр Тростянский, гобоист Алексей Огринчук, бандонеонист Александр Митенев… Однако, очевидно, коллективу показались, мягко говоря, недостаточными профессиональные и лидерские качества нового руководителя, непосредственные доказательства чего легко можно обнаружить в Сети: в своих комментариях музыканты в выражениях не то что не стесняются… а людям, считающимся цветом интеллигенции, стоило бы.

Вникать в подробности закулисных интриг не является нашей задачей. Совершим лишь попытку дать оценку профессиональному состоянию оркестра на примере одного концерта: хотя в программе сезона значится еще несколько ярких событий, предварительные итоги проделанной коллективом работы подвести можно.

Для завсегдатаев академических залов не секрет, что публику в пору наступающего лета привлечь к серьезному искусству не так-то просто. Потому то обстоятельство, что 19 мая Большой зал филармонии в 19 часов оказался практически полон, следует отнести, скорее, на счет главного героя события. Им был ростовчанин с мировым именем — лауреат 50 международных конкурсов Александр Яковлев. Выступающий, преимущественно, за границей музыкант в этом году радовал родной город своим искусством немного чаще обычного. Связано это с тем, что Александр раскрыл себя в новой ипостаси — талантливого организатора. По его инициативе и при активном непосредственном участии консерватория учредила концертную серию «Великие пианисты XXI века». В двух из них, по приглашению вуза, выступил и Александр. Немало успеху способствовало и то, что в афише заявлено было два беспроигрышных произведения — Первый и Второй концерты П. И. Чайковского.

Оставив более популярный концерт «на закуску», музыканты начали вечер со Второго. Однако и после перерыва расклад не изменился: Александр блистал, оркестр равнодушно плелся позади. Яркая, эмоционально открытая музыка Чайковского, чей симфонический и мелодический гений признан во всем мире, не вызвал ни в игре, ни даже в лицах участников коллектива должного отклика. Больше — музыканты отчаянно играли интонационно неточно давно знакомый материал (по крайней мере Первый концерт — точно!).

Досаду смягчала как всегда великолепная игра солиста, давно доказавшего, что слабых мест в его пианизме нет. Скорее всего, оркестр немало «мешал» Александру, оттягивая назад. В итоге пианист экстра-класса несколько потерял в эмоциональном плане — местами, особенно в медленных частях, многие слушатели откровенно скучали… Впрочем, возможно, музыка Чайковского — не самая выигрышная в репертуаре исполнителя. Его «фирменными знаками» в сознании слушателя закрепились гипнотическое, эфирное пианиссимо, филигранная мелкая техника и — в то же время — энергичная напористость токкатного движения. Словом, стиль любимых композиторов пианиста — Моцарта и Прокофьева. Все расставила на свои места безупречно исполненная «на бис» вторая часть Сонаты Й. Гайдна Соль мажор. Бесконечная легкость и естественность, едва уловимые нюансы, артистично обыгранные паузы — все это, казалось, служило воплощением того, что значит играть на инструменте, а не исполнять или тем более сражаться с ним за звание победителя…

Возвращаясь к разговору об оркестре, в связи со всем вышеизложенным приходится констатировать: сложно и тонко организованному организму оркестра междоусобицы и раздрай на пользу не идут — сохранять долженствующую музыкантскую форму в такой атмосфере практически невозможно.

Анна Гаврилова