Ростов — Апрель — Рахманинов

В этом году музыкальный мир отмечает 140-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, чей творческий облик часто определяют словами «последний русский романтик». Большинство рахманиновских торжеств, конкурсов и фестивалей проходят весной, поскольку дата рождения и смерти композитора приходится на эту пору. Ровно 20 лет назад «Рахманиновские дни в Ростове» стала проводить Ростовская консерватория, незадолго перед тем получившая его имя. Как известно, композитора многое связывало со столицей Донского края: здесь жили его друзья, здесь он выступал с концертами. Ростов-на-Дону завоевал право – наряду с Москвой и Тамбовом – считаться рахманиновским городом. И Ростовская областная филармония не осталась в стороне от этого движения: 30 марта прошел первый из трех концертов фестиваля «Рахманиновские дни на Дону».

Программу вечера составили три масштабных произведения, два из них – с участием хора: поэма «Колокола» (1913), Три русские песни (1927) и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934). Сочиненные Рахманиновым в разные периоды жизни, они точно отражают атмосферу времени, национальный дух и настроения композитора…

Переполненный зал. Совместно с Ростовским симфоническим оркестром под управлением его художественного руководителя и главного дирижера А. Поляничко на сцену вышел Ансамбль песни и пляски донских казаков им. А. Квасова. Мужчины – в белых рубахах с ремнем на поясе и в казацких фуражках, девушки – в нарядных белых длинных платьях с голубой вышивкой на вороте. Поначалу было трудно представить: как можно гармонично соединить академический оркестр и народный хор, к тому же через музыку Рахманинова. Голоса у хористов яркие, порой проступала некоторая тембровая пестрота. Высокие ноты в партии сопрано звучали немного «плоско». При этом все четко артикулировали, благодаря чему ясно прослушивались слова. Конечный результат оказался вполне убедительным; живое, образное исполнение вызвало положительную реакцию у публики. Между представителями разных культур и исполнительских манер сложился вполне органичный ансамбль.

Солировавшая в фортепианном произведении Зварта Багдасарян – выпускница Ростовской консерватории (класс профессора В. С. Дайча), лауреат международных конкурсов, ныне – старший преподаватель родного вуза. Отсутствие внешних эффектов, естественность и решительность – вот качества, отличающие манеру ее игры. Пианистка обладает филигранной техникой, что позволило ей без затруднений справиться со всеми виртуозными пассажами, музыкой токкатного характера. Однако мелодия – широкая, экспрессивная рахманиновская кантилена – кое-где «пряталась» в фактуре, где-то была смазана педаль. Оркестру же на протяжении всего произведения не хватало упругой ритмики. Были места на грани ритмического расхождения с солистом.

Симфоническую поэму «Колокола» вместе с оркестром исполнил хор Ростовской консерватории, солисты Наталья Дмитриевская (сопрано) – ведущая вокалистка Ростовского музыкального тетра, а также гости из Мариинского театра Юрий Алексеев (тенор) и Вадим Кравец (баритон). Если в первой части слова у хора были отчетливо слышны, то в последующих не хватало четкой дикции – звучание хора попросту сливалось с оркестром. Юрию Алексееву, обладающему голосом мягким, но при этом звучным, удалось передать чувство безмятежности, еще не омраченной жизненными невзгодами. Наталья Дмитриевская, с ее сильным лирико-колоратурным сопрано, продемонстрировала умение тонко филировать звук. Кстати сказать, Оба солиста – выпускники Ростовской консерватории, а Алексеев впервые принял участие в рахманиновском фестивале в Ростове 20 лет назад. Порадовал и Вадим Кравец, убедительно передавший в финале образ наступившей трагедии: суровая сдержанность сочеталась с предельной экспрессивностью. Ярким положительным впечатлениям слушателей не повредили некоторые неточности исполнения.

Концерт получился колоритный, незаурядный по художественному уровню. Были моменты, когда автор этих строк забывала о профессии критика, когда музыка словно переносила в центр событий, в реалии нашей сегодняшней жизни. В этом, несомненно, заслуга не только оркестра, солистов и хоровых коллективов, но и дирижера, который умело объединил своей волей внушительные исполнительские составы.

Диана Локотьянова