Созвездие австро-немцев

В субботний вечер (19 октября 2013 года) публика собралась в зале филармонии, чтобы послушать Ростовский академический симфонический оркестр под руководством немецкого дирижера – Урса Михаэля Теуса. Выпускник Высшей школы в Дрездене, а ныне главный дирижер Ойтинского фестиваля, уже дважды побывал в других городах России (Санкт-Петербурге и Кисловодске), однако Ростов посетил впервые. Такой выбор не случаен. Дело в том, что нашего гостя связывает многолетняя дружба с Александром Поляничко – заслуженным артистом Российской Федерации, художественным руководителем и главным дирижером РАСО.

В программе концерта были заявлены произведения Рихарда Вагнера («Зигфрид-идилия»), Йозефа Гайдна (Концерт для трубы с оркестром Es-dur) и Людвига Ван Бетховена (Симфония № 7 A-dur). Помимо интереснейших историй создания, все три произведения связывает между собой и тот факт, что они написаны для малого состава оркестра. Национальная общность композиторов и дирижера позволила ведущей Дарине Гегиевой по праву назвать этот концерт «вечером австро-немецкой музыки».

Симфонический оркестр показал свой высокий уровень. По признанию самого дирижера, этот проект был интересен для него, а подготовка к концерту не составила большой сложности. Действительно, мастерство оркестра возросло с приходом Александра Поляничко. Техническая сторона почти не оставила места для нареканий. Все пассажи прозвучали четко, без расхождений, многочисленные соло духовой группы были уверенными и чистыми, диалоги между группами – яркими и контрастными. Динамика, выстроенная в форме параболы, порадовала своей насыщенностью, плавностью, а иногда и резкостью. В момент кульминаций изредка создавалось ощущение, что на сцене сидит не малый состав оркестра, а полный, благодаря его мощному звучанию.

Партию трубы в концерте Гайдна исполнил солист РАСО, лауреат международных конкурсов Андрей Борзенко. Тембр его трубы отличался мягким и бархатным звучанием. Исполнение этого концерта считается трудным в техническом плане. Андрею Борзенко удалось успешно преодолеть множество сложных мест: убедительные пассажи, точные высокие ноты и др. Однако были и неудавшиеся моменты. Например, во второй части солист не смог исполнить трель. Колоритно прозвучали переклички солиста с оркестром, которые выступили как два равных партнера.

Личность дирижера заслуживает особого внимания. Теус весь вечер заряжал зал своей энергией. По манере исполнения было видно, как маэстро переживет каждый момент произведения. Жесты артиста отличались то излишней эмоциональностью, то строгостью и предельным напряжением, то спокойствием и мягкостью. Однако в прозвучавших произведениях чувствовались и его немецкие корни: четкость, аккуратность, внимание к каждой мелочи.

Из-за плохой погоды в зале, к сожалению, присутствовало небольшое количество слушателей. Но и они сумели оказать дирижеру поистине теплый прием. По окончанию звучания произведений раздавались громкие аплодисменты, а после последних нот симфонии Бетховена весь зал аплодировал стоя, не отпуская долгое время музыкантов со сцены. Такую высокую оценку публики получили исполнители и дирижер. Отметим, что это концерт расширил гастрольную карту маэстро, побывавшего в качестве приглашенного дирижера во многих странах.

Ольга Алистратова