«Настоящих мастеров трудности не остановят!»

Знаменательным для Года культуры стал концерт Ростовского симфонического оркестра 19 апреля. В программе были заявлены два великих мастера – Петр Чайковский и Бела Барток. Стиль выбранных произведений – скрипичного концерта Ре мажор и Концерта для оркестра – различен по направленности и образности. Первый отличается светлым, жизнерадостным характером, второй, навеянный образами войны, по большей части выдержан в мрачных тонах. Сочинения эти в мире музыки всегда были известны как одни из наиболее сложных и виртуозных. Отсюда возникал вопрос: как музыканты решились поставить их исполнение в один вечер? Ответ нашелся сам собой: у руля в этот вечер стоял Александр Поляничко, а это означало, что за качество воспроизводимого материала можно не волноваться. Под его чутким руководством оркестр не раз превосходил все ожидания. И теперь на выдающегося дирижера ложилась большая ответственность – достойно представить детища музыкальных гениев.

Но в концерте с солирующим инструментом, на которого всегда возлагается самая трудная партия, дирижера будет маловато, нужен и скрипач мирового масштаба, который справится со всеми техническими тонкостями и донесет образ до каждого слушателя. Здесь нас ожидал сюрприз. Главный козырь вечера – солист, чье имя уже запечатлено в истории исполнительского искусства. О нем, еще 18-летнем, победителе Международного конкурса скрипачей имени Дж. Энеску в Бухаресте Валерии Соколове, снял фильм «Прирожденный скрипач» знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон.

Многие слушатели стремились в этот вечер на концерт уже ради того чтобы взглянуть на прославленного виртуоза, послушать великолепные звуки его скрипки. Забегая вперед, признаюсь, что музыкант оправдал ожидания публики. Звук, извлекаемый из инструмента, был тверд и смел, имел свой конкретный удельный вес, отмеренный чутким скрипачом. Намеренно начав исполнение произведения русского композитора медленно, растягивая и пропевая каждый звук, солист вместе с оркестром «довёл» его до полного расцвета, открывая перед зрителем солнечный мир света и красоты. В средней части концерта солист тонко передал философскую глубину и мягкий матовый колорит с оттенком легкой дымки. Ярким и задорным явился слушателям финал, во всём блеске неограниченных технических возможностей музыканта.

Во втором отделении право побыть солистом представилось каждой оркестровой группе. Несмотря на все сложности, исполнителям удалось создать чистый, сфокусированный звук. Рождая его из пустоты, дирижер довел звучание оркестра до кульминационной зоны третьей центральной части, воплощающей мрачное торжество смерти, после чего взял «обратный курс» – к рождению жизни и нового света.

Кроме заявленных в программе двух произведений, в концерте прозвучало еще одно, исполненное на бис, – соната Ижена Изаи для скрипки соло. В зале раздавались восторженные реплики, крики «Браво!» – успех концерта был на лицо.

Ведущая Дарина Гегиева еще до того, как музыка начала проникать в умы слушателей, назвала это событие «концертом концертов» и была права. С одной стороны это название отражало в себе программу, с другой – место этого события в музыкальной жизни Ростова. Здесь и виртуозность, и красота звука, и богатство мысли сошлись в одном зале и сосуществовали в одновременности от начала и до конца вечера.

Мария Кобзева