Многая лета, маэстро!

Для многих ростовчан уже давно стало традицией проводить досуг в музыкальном театре, поскольку высокий исполнительский уровень представлений заставляет зрителей возвращаться сюда вновь и вновь. Однако особое место среди опер, балетов и многого другого занимают симфонические концерты, ибо их проведение в театре служит не просто знаком качества, но и обещанием тщательно продуманной программы, интересной режиссуры, декораций, игры света и цвета. Вечера 20 февраля публика ждала с еще большим нетерпением в связи с его посвящением юбилею главного дирижера заслуженному артисту России Андрею Аниханову.

За время работы в Ростове он проявил себя не только как дирижер, но и как замечательный литератор, переводчик, автор либретто, выступил даже в роли режиссера-постановщика спектакля «Евгений Онегин», о чем в начале концерта напомнил коллега юбиляра по театру доктор искусствоведения А. Селицкий.

В адрес виновника торжества звучали многочисленные поздравления и восторги. Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями В. Маринова вручила юбиляру почетную грамоту Государственной Думы РФ за значительный вклад в развитие музыкального искусства и культуры России. Министр культуры Ростовской области А. Резванов поздравил артиста и от имени губернатора В. Голубева и вручил почетную грамоту «За большой вклад в развитие музыкального искусства в Ростовской области». Также свои поздравления высказали главный редактор российской газеты «Музыкальное обозрение» А. Устинов и художественный руководитель Ростовского музыкального театра В. Кущев.

В качестве небольшого подарка был показан видеоролик, где коллеги высказали свое мнение о маэстро. Среди них выделяются слова В. Кущева о том, что «есть дирижеры-диктаторы», стремящиеся подчинить себе волю исполнителя, Аниханов же «убеждает, призывает, объясняет», и во всем, что он делает, чувствуется, что он приложил не просто «руку, а интеллект».

Программа концерта, как уточнил сам дирижер, была построена на контрасте: в первом отделении – исполняемая впервые в Ростове произведение, «Альпийская симфония» Р. Штрауса, написанная 100 лет назад; во втором – антракт к III акту балета «Раймонда» А. Глазунова и оперные арии, давно занявшие свое место как в мировом культурном наследии, так и в сердцах многих слушателей: ария Мазепы из оперы П. Чайковского и ария графа ди Луны из «Трубадура» Дж. Верди в исполнении солиста Мариинского театра Э. Умерова; ария Далилы из «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса и ария Эболи из «Дон Карлоса» Дж. Верди (Ю. Герцева); ария Федерико из «Арлезианки» Ф. Чилеа и ария Каварадосси из оперы «Тоска» Дж. Пуччини, спетые солистом Большого театра М. Пастером; хор и пророчество Захарии из «Набукко» Дж. Верди (Б. Гусев и артисты хора); каватина и стретта Нормы из одноименной оперы В. Беллини (Н. Дмитриевская, артисты хора) и в завершение – застольная из «Травиаты» Дж. Верди.

Красивейшая, но в то же время сложнейшая симфония Р. Штрауса была исполнена на одном дыхании, словно ведя публику на описываемую композитором вершину Баварских Альп. Тончайшая звукооизобразительная работа каждой группы инструментов и такие эффекты как звучание колокольчиков на пастбище или ветряной машины в полной мере отразили каждый из 22 авторских подзаголовков, обозначенных в партитуре. Вспомогательным элементом также послужила связанная с этим смена слайдов на экране, еще в большей степени погружающая в характер «Ночи», «Восхода солнца», прогулки «На альпийских лугах» и т. д.

Не будь дирижером проделана колоссальная работа с оркестром по оттачиванию каждого штриха, каждого прописанного композитором нюанса, эта симфония могла бы так и не прозвучать на ростовской сцене в ближайшие годы. Как подметил В. Кущев, эта «сложнейшая музыка до приезда Аниханова в Ростове исполняться не могла».

Все то же мастерство дирижера, оркестра и теперь уже солистов, порадовало публику во втором отделении концерта, когда красивейшие по своему звучанию голоса певцов сменяли друг друга. Глубокий, насыщенный баритон Э. Умерова, тончайшие чувственные переливы crescendo и diminuendo меццо-сопрано Ю. Герцевой, звонкий драматичный, полный страстных переживаний тенор М. Пастера, любимые ростовским зрителем грациозное, технически подвижное сопрано Н. Дмитриевской и густой сильный бас Б. Гусева.

Публика стала свидетелем единства всего коллектива, когда каждый музыкант вносит свою лепту в общую ткань вокально-оркестрового полотна. Это вполне характерно для исполнителей музыкального театра, но в этот вечер ощущалось особое старание, быть может, связанное с желанием в особенности угодить юбиляру А. Аниханову.

Как всегда, – крики «Браво!», долго несмолкающие аплодисменты и с одобрением звучащие разговоры уходящих из тетра зрителей. Цитируя слова В. Кущева, хочется лишь пожелать «Многая лета Вам, дорогой маэстро!»

Альбина Цомартова