С роялем на «ты»

Концерт педагогов кафедры специального фортепиано

20 марта исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых крупных музыкантов XX столетия – Святослава Рихтера, вошедшего в историю не только благодаря своей блестящей технике и яркому пианизму, но и масштабу творческого дарования. Он был непревзойденным интерпретатором как классической, так и современной музыки, единственным советским пианистом – обладателем премии «Грэмми», основателем многочисленных музыкальных фестивалей. Но главное – он был личностью: сложной, яркой и непокоренной.

Преклониться перед легендарным музыкантом решили педагоги кафедры специального фортепиано, посвятив два концерта памяти Рихтера. 22 марта состоялся первый из них, ставший одним из ярких событий этой весны. За час до начала в зале не то чтобы сидеть – стоять было негде. Конечно, такой ажиотаж был предсказуем, имена Владимира Самуиловича Дайча и Сергея Ивановича Осипенко – мэтров нашей консерватории, заявленные в афише – не могут не привлечь внимание. Меня поразило разнообразие публики: от пенсионеров, любителей музыки до профессоров консерватории. Было приятно видеть такой живой интерес к классическому искусству, лишь одно огорчало: отсутствие Большого концертного зала. Обидно осознавать, что наша «далеко не последняя» консерватория в стране (да и во всей Европе) остается единственной без достойного зала. Что ж, ничего не оставалось, как сидеть друг на друге и пытаться, абстрагируясь от «мелочей жизни», наслаждаться настоящей музыкой в исполнении подлинных профессионалов.

Открыл вечер заслуженный деятель искусств России, профессор Сергей Осипенко, в чьем исполнении прозвучали Ноктюрн Es-dur op. 9 № 2 и Полонез A-dur Шопена. Сергею Ивановичу всегда удается исполнение Шопена, так тонко, прочувствованно. Рояль не просто звучит в его руках, он поет, а вместе с ним поют и наши сердца.

Исполняющий обязанности профессора, лауреат международного конкурса Алексей Владимирович Красноскулов сменил на сцене своего учителя и подарил слушателям Три интермеццо op. 117 Брамса. Казалось, исполнитель настолько погрузился в мир музыки, что забыл о публике. Лишь он и рояль. Чувствовался думающий музыкант, его исполнение было наполнено глубиной и созерцанием. Пианист купался в звуке – бархатистом, благородном, наполненном, но все же хотелось личностного присутствия, дыхания жизни, а порой и движения.

Подвела черту под первым отделением еще одна выпускница класса Сергея Ивановича – лауреат международных конкурсов, и. о. доцента Софья Бугаян. Виртуозное произведение Брамса, Вторая тетрадь вариаций на тему Паганини, стало ярким финалом первой половины вечера. Технически сложные вариации были сотканы Софьей Бугаян в единое целое от начала до конца. Но мне не хватило куража, летящих искр в теме Паганини. Особенно ей удались лирические эпизоды, где поэтичность ее натуры, богатство красок в звуке занимали главенствующее место. Но боец, внутри этой хрупкой женщины, держал все под своим контролем.

Второе отделение открыл еще один корифей, заслуженный артист России, заведующий кафедрой специального фортепиано Владимир Самуилович Дайч. Думка Чайковского в его исполнении была не только приношением Рихтеру, но и еще одним поводом вспомнить о 175-летии со дня рождения композитора. Собранность, вкус… Казалось, именно так должен звучать Чайковский. А траурный марш в конце пьесы был подобен последнему биению сердца. Секунды тишины – и бурные аплодисменты.

Завершали вечер выпускницы класса профессора Риммы Григорьевны Скороходовой. Вторая Соната Мясковского стала для меня кульминацией всего концерта, а ее прочтение Ириной Логвиненко – открытием. К своему стыду, я ни разу не слышала ее на сцене, но первое знакомство стало ошеломляющим. За роялем был настоящий пианист с мужской волей, напором и энергией. Исполнение поглощало, проникало внутрь, захватив каждый атом естества.

Право поставить финальную точку было отдано Оксане Литвиненко, необыкновенно даровитой исполнительнице. Благодаря ей, Пятая соната Скрябина обрела в стенах Малого зала новую жизнь. Необычная, где-то странная, полярная по образности соната манила в космическое пространство. Такое блестящее завершение было не случайным и весьма актуальным в связи со 100-летием со дня смерти Скрябина.

Сколько эмоций, сколько ярких впечатлений мы получили за этот вечер! В голове еще долго кружилась музыка, а главное, восхищение нашими пианистами-педагогами. Мы привыкли к «показам» на уроках, но видеть и слышать их на сцене, в другом амплуа, абсолютно разных, дорогого стоит.

По словам Нейгауза, Рихтер всегда был с роялем на «ты». После такого концерта хочется сказать о ростовских музыкантах то же самое.

Кристина Куимова