«Музыка достойна их самих…»

Седьмая симфония Д. Шостаковича в Ростовской филармонии

…Финальный взмах дирижерской палочки и – несмолкающие овации концертного зала. Изумленные глаза слушателей и улыбки счастья на лицах исполнителей… Так в минувшую субботу 16 мая в Ростовской государственной филармонии завершился концерт из цикла «Музы и пушки», посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В исполнении Ростовского академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Александра Поляничко прозвучал один из самых величайших памятников Победы – легендарная «Ленинградская» симфония № 7 Дмитрия Шостаковича. Произведение небывалой силы духа и глубины мысли, пробирающее до самого сердца. Одна из выдающихся партитур XX столетия, созданная за пять месяцев в условиях жесточайшей войны с фашизмом. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде под управлением Карла Элиасберга, и это исполнение стало настоящим чудом, манифестом победы человека над смертью.

Сегодня Седьмая симфония Шостаковича является одним из символов Победы, как нестареющая «Смуглянка» (А. Новиков, слова Я. Шведова) или «Катюша» (М. Блантер, слова М. Исаковского). Ее исполнение, бесспорно, требует большего профессионализма артистов и смелости дирижера. За последние несколько лет в афишах Ростовской филармонии мы не встречали «знаменитой ленинградки» (как назвала симфонию Анна Ахматова) и появление ее в этом году стало настоящим подарком. Бессмертное произведение Д. Шостаковича вызвало немалый интерес публики. Концертный зал филармонии, обычно пустующий, в этот вечер пестрил слушателями – как любителями, постоянными гостями, так и профессиональными музыкантами, в числе которых ректор Ростовской консерватории М. П. Савченко, профессора и студенты разных кафедр.

Концерт открыла постоянная ведущая Дарина Гегиева, рассказав об истории создания и исполнения «Ленинградской» симфонии в 1942-м, самом кровопролитном году войны. Чем больше Дарина погружалась в историю, тем ярче прорисовывалась картина и, когда заиграл оркестр, в зале не осталось ни одного человека неспособного не то что понять, – увидеть эту музыку.

После первой, самой грандиозной части зал не смог сдерживать слезы, настолько сильна была ее энергетика. И в этом заслуга, прежде всего, Александра Поляничко. В руках настоящего мастера оркестр филармонии заиграл, да еще как! Ни одному из приглашенных за последние пару лет дирижеров не удавалось добиться от наших музыкантов таких результатов. Хотелось воскликнуть: «Могут же!» Все 80 минут непрекращающейся музыки я ловила себя на ощущении, что это не наши музыканты. Для исполнения симфонии состав оркестра был расширен, рядом с маститыми артистами сидели студенты консерватории. Партию фортепиано исполняла Ольга Журавлева, безукоризненно следовавшая указаниям дирижера. В финальной части дирижер взял темп быстрее, чем предлагал на репетициях. Идя по лезвию бритвы, Поляничко привел своих музыкантов к победе над самими собой и, прежде всего, над сложившимся стереотипом провинциального оркестра.

Слушатели были потрясены и приветствовали героев вечера стоя. Бурными аплодисментами гости не желали отпускать со сцены музыкантов во главе с главным дирижером. Несколько раз Александра Поляничко вызывали из-за кулис и каждый раз не могли сдержать улыбок благодарности.

«Ленинградская симфония» стала последним выступлением коллектива под руководством Александра Поляничко. Контракт дирижера с Ростовской филармонией подошел к концу. Семьдесят три года назад в блокадном Ленинграде после исполнения симфонии Д. Шостаковича Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц написали в «Комсомольской правде»: «Эти люди были достойны исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих…» Концерт показал, что наш оркестр не только «достоин, исполнять симфонию», но и «музыка достойна их самих…»

Кристина Куимова