Другой Бетховен

Как часто при упоминании имени Бетховена в нашем сознании рождаются слова «Героическая», «Схватить судьбу за глотку», а перед глазами встает титан, с огнем в глазах и решимостью сражаться с враждебным миром. С первого знакомства с этой личностью нам создают образ и требуют неукоснительно следовать ему, но всегда ли правильно оставаться послушным? Ростовский академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера и художественного руководителя Валентина Урюпина не пошел по «шаблонной» дороге, и представил другого Бетховена на суд ростовского слушателя.

В последний вечер октября Ростовская областная филармония приготовила бенефис одного из самых почитаемых композиторов Европы - Людвига Вана Бетховена, приуроченный к 245-летию со дня рождения классика. Творческий тандем с ростовскими музыкантами составил заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, трижды «Музыкант года» по версии газеты «Музыкальное обозрение», пианист Андрей Диев. Три ярких имени, заявленных в афише пробудили живой интерес публики, приятно было наблюдать, как некогда пустующий зал наполняется зрителями. Среди слушателей угадывались и профессиональные музыканты: профессора, преподаватели, студенты консерватории, и любители классической музыки. Одним из именитых гостей вечера был главный дирижер Ростовского музыкального театра Андрей Аниханов.

Первое отделение открыло одно из самых лиричных произведений композитора - Четвертый фортепианный концерт. Андрей Диев, наделенный высоким мастерством и вкусом представил чувственного Бетховена. Зал разделился на два лагеря: сторонников старых канонов, подвергших сомнению трактовку солиста, и приверженцев нового звучания. Смелость исполнителя заслуживает уважения и позволяет говорить о нем как о музыканте, а не надрессированном станочнике. Свободное и весьма активное использование педали во второй части сочинения добавляло новых красок, как бы напоминая, что Бетховен хоть и творил в рамках классицизма, взгляд его был устремлен в романтизм. Ростовский симфонический прекрасно дополнял образы, созданные пианистом. Оркестр дышал с исполнителем, не перегружая фактуру, смог высветить солиста.

Во втором отделении прозвучала Пятая симфония – визитная карточка композитора, «одно из самых значительных произведений эпохи» (Э. Т. А. Гофман). Удивительно растиражированное сочинение, ставшее вторым именем композитора. Густав Малер считал, что Бетховен мог смело сказать о своей симфонии: «Это я», а после концерта невольно приходишь к мысли, что Валентин Урюпин мог сказать то же самое. После вступительных слов музыковеда Марии Шорниковой и легкого поклона дирижера, оркестр стремительно пронзил тишину ожидания мотивом той самой «судьбы». Энергия и молодость Валентина Урюпина, бившие через край, дали импульс для невероятно быстрого темпа. Искрящаяся легкость, нередко переходящая в суету, усложняла проработку всех нюансов, но позволила собрать форму произведения в целом. Было видно, с каким трудом оркестранты сражались с финальной частью, стараясь выполнить поставленные задачи дирижера. У некогда усталого коллектива с рыхлым и жирным звучанием появился тонус, а главное – внутренний стержень в лице нового дирижера, добивающегося качества исполнения.

Возможно, не все прозвучало в этот вечер, но то, что мы услышали, вселяет надежду. После исполнения программы дирижер обратился к своим слушателям, посвятив в ближайшие планы оркестра – исполнить все девять симфоний Бетховена.

Кристина Куимова