Мастер русского слова

Вновь у студентов РГК, а также у всех желающих появилась возможность пообщаться с замечательным камерным певцом, народным артистом России, доктором искусствоведения Сергеем Борисовичем Яковенко. В этот раз – в два захода: 24 марта – в малом зале консерватории, а 25-го – в Доме актера, в гостеприимном клубе «Рондо» Анатолия Цукера. Особенно приятно, что Сергей Борисович не забывает нас, хотя уже и не является педагогом нашего вуза (в этом смысле больше повезло Московской классической академии им. М. Маймонида, где Яковенко недавно возглавил вокальную кафедру). Поэтому я постаралась воспользоваться предоставленной возможностью «по полной» и на эти два дня окунулась в мир вокальных циклов. Итак, по порядку.

Темой первой, консерваторской, встречи стал цикл Шуберта «Зимний путь». Но, как всегда у хорошего рассказчика, Яковенко одним этим именем не ограничился. Люди, время, события – все, что так или иначе было связано с исполнительской судьбой этого цикла в жизни Яковенко, стало темой яркого, живого рассказа.

Сергей Борисович действительно является мастером слова, и слова именно русского. Поэтому цикл, в сопровождении замечательного концертмейстера Михаила Воскресенского, прозвучал на русском языке (к сожалению, в записи). Мастерство Яковенко, раскрывающего каждую интонацию стиха, мотива, чутко следующего за заложенными композитором смыслами просто поразительно.

В этом я еще больше убедилась на встрече в клубе «Рондо». Удовольствие для меня было двойное, так как на сцене встретились два мэтра разговорного жанра. Но в этот вечер Анатолий Цукер, по всем правилам гостеприимства, обуздал свои просветительские порывы и предоставил сцену Маэстро. Исполнялись циклы Мусоргского («Без солнца», «Детская») и Гаврилина. Я думаю, можно смело утверждать: это был театр одного певца. Все нюансы, которые остались за аудиолентой, раскрылись в «живом» исполнении циклов Мусоргского. Тонкий психологизм исполнителя как нельзя более соответствовал психологической верности композиторских наблюдений. Замечательно удался Яковенко цикл «Детская», впервые прозвучавший в мужском исполнении. Не видевшим и не слышавшим этого тяжело представить известного Колосса камерной сцены в роли заплаканного или испуганного мальчишки. Но, поверьте мне, когда Яковенко, декламируя слова няни, направил на меня указательный палец и строго сказал: «Иди в угол!», я готова была тут же выполнить приказ и расплакаться вместе с его героем.

Безусловно, в создании образа очень помогла неизменный и любимый певцом концертмейстер Светлана Хугаева. Отвечать каждому жесту, интонации, работать «под певца», но и не потеряться в нем – в этом огромный, а иногда и непостижимый концертмейстерский талант, который оценил в Светлане Сергей Борисович.

«Все, что я умею делать, – я умею делать с русским словом», – заявил Яковенко на первой встрече в консерватории. И в эти два дня с блеском подтвердил этот тезис. Остается надеяться, что, несмотря на небольшой интерес наших студентов-вокалистов к личности Сергея Борисовича (а это он успел отметить), подобные встречи останутся хорошей, доброй традицией нашей консерватории.

Александра Мишина