Авангард в массы!

Впечатляющее действо состоялось 12 марта 2016 года в Камерном зале консерватории. Впервые на Ростовской сцене прозвучала пьеса одного из титанов американского минимализма «In C» Терри Райли! Если сказать, что исполнение произвело фурор, значит не сказать ровным счетом ничего. Количество желающих посетить яркий перфоманс в два раза превысило наличие свободных мест. Зрители расположились на дополнительных сидениях возле сцены и на ступеньках, большая часть – стоя, а некоторые заняли вакантные места возле окон.

Субботний вечер стал премьерным для пьесы Терри Райли, ранее не исполнявшейся в Ростове-на-Дону, и дебютным для молодого и прогрессивного коллектива музыкантов iNEnsemble. Его участники признаются, что главной их задачей является создание альтернативной среды, где люди не закрывают для себя двери различных направлений искусств, а готовы открыться новым музыкальным веяниям. Инициатором всего проекта, а по совместительству и одним из исполнителей, выступил студент-композитор Алексей Кудрин, который уже не первый раз в Ростове и своем родном Томске стремится осуществить свой авантюрный замысел. В состав коллектива вошли молодые музыканты, создав пестрый инструментальный микс. Это скрипка, виолончель, флейта, труба, саксофон, рояль, аккордеон, баян, не обошлось также и без бас-гитары, электрогитары, синтезатора, казуу, ударных, перкуссии и life-электроники.

Не случайно выбор пал на радикально экспериментальную пьесу Терри Райли «In C». Сочинение явилось отправной точкой, своеобразным фундаментом для возникновения минимализма в музыке, в частности, появления репетитивной техники. Особенность этого метода сводится к многократному повторению коротких звуковых моделей или, иначе, паттернов, которые постепенно накладываются друг на друга, создавая эффект бесконечного канона. Произведение, написанное в 1964 году, признанно классическим образцом американского авангарда, а его автор – классиком современной американской музыки, наряду с Филипом Глассом и Стивом Райхом.

Одна страница партитуры, 53 паттерна и никаких жестко регламентированных предписаний для исполнения. Композицию отличает импровизация последовательностями музыкальных фраз различной длины, результатом чего становится неопределенность общего времени звучания – от 20 минут до трех часов. Музыкантам предоставляется практически полная свобода, однако залогом удачного исполнения пьесы становится чуткое взаимодействие участников, умение слушать друг друга. Нет сомнений, что с этим успешно справился молодой коллектив, в исполнении которых общее время звучания заняло около 70 минут.

Публика за это время ощутила на себе варварский сплав медитативности и свободной импровизационности, воспринимаемой на грани транса или измененного состояния сознания. Часть зрителей, пришедшая за свежей порцией музыки академической традиции, назовет это «самым бездарно потраченным временем своей жизни» (голос из зала), а кто-то воспримет ее на психоакустическом уровне как неспешно изменяющуюся мелодию вселенной. В связи с этим, в словесной преамбуле Михаил Фуксман отметил, что это музыка рассчитана на очень терпеливого и благожелательного слушателя.

Спрос рождает предложение, а это значит, что коллектив не раз еще порадует ростовскую публику своими выступлениями в таких жанрах современного искусства как Performance, Contemporary, Improvisation, Happening, Installation, Video-art, уже с включением визуальных, перформативных и мультимедийных элементов. Авангард в массы!

Анастасия Слободчикова