Трижды три

Третий конкурс на лучшее исполнение сочинений ростовских композиторов прошёл в третьем месяце года, в течение трех дней (28–30 марта 2016)

В стенах нашей консерватории услышать музыку ростовских композиторов не представляет большой трудности – достаточно посетить ежегодные декабрьские концерты «Музыка XX–XXI веков», фестиваль «Ростовские премьеры», юбилейные вечера, концерты классов… Тем не менее, прошедший конкурс студентов и ассистентов-стажеров является поистине уникальным событием. Прежде всего, – по своим масштабам и целенаправленности. Участников оказалось много: свыше 30 солистов и ансамблей, исполнявших зачастую не по одному произведению. Кроме того, аудитории представилась возможность услышать музыку не только мэтров, известных в Ростове и за его пределами, но и совсем молодых композиторов.

Инициатор уже ставшего традицией конкурса Михаил Фуксман сообщил, что идею в свое время поддержало правление Ростовской композиторской организации и администрация консерватории, а первые два состязания состоялись весной 2011 и 2013 годов. В состав жюри в разные годы входили многие профессора – исполнители разных специальностей, композиторы, музыковеды. В этом году молодых музыкантов «судили» Александр Данилов, Геннадий Толстенко, Александр Рукин, Миран Аргусов, Юрий Леденёв, под бессменным председательством Анатолия Цукера.

В конкурсе участвовали не только исполнители «специальных» кафедр – пианисты, вокалисты, скрипачи, но и кафедры общего фортепиано – музыковеды и композиторы.

Своей реакцией оценивали услышанное и все присутствующие, причем оценивали не только технические и выразительные возможности исполнителей, но и саму музыку. Наибольший восторг публики выпал на долю вокальных сочинений. В частности, никого не оставило равнодушным исполнение Эльвиры Маммадаевой произведения Эльвиры Коргуевой «Фиолетовое море. Время». Особое признание зала получили песни Владимира Красноскулова «Всё начинается с любви», «Песня о любви и грусти», «Песня солдатки», проникновенно спетые Любовью Петренко и Дарьей Гапоновой.

Из инструментальных сольных исполнений наиболее запомнилась Кэрэн Золотарёва, представлявшая «Еврейские сценки» М. Фуксмана. Вместе с композитором-концертмейстером им удалось создать маленький инструментальный театр: солистка замахивалась домрой на аккомпаниатора и ругалась на смеси идиш, немецкого и русского языков. Этот «сюжет» композитор объяснил так: «Солистка бранится, так как в процессе игры они „разошлись“, но тут же вслух считает пианисту, чтобы сыграть коду вместе».

Зал буквально взорвался аплодисментами после исполнения Фантазии для фортепианного квинтета «Девушка с татуировкой дракона» Андрея Руденко и Сонаты для скрипки и фортепиано Эльвиры Коргуевой.

Продолжая тему числа «три» добавим, что хотя премий присуждалось только три, разделили их между собой 12 солистов и ансамблей! Самыми лучшими, по мнению жюри, оказались: ансамбль Эльвиса Ипекчиева (скрипка) и Андрея Алейникова (фортепиано), награждённый Премией Союза композиторов и пианист Андрей Зенин, «сорвавший» Гран При.

Впрочем, 12 кратно трем. Любителям нумерологии есть о чем пофантазировать.

Валерия Вапник