ПростоФестиваль не просто музыки

Необычный фестиваль прошел в Ростове-на-Дону с 25 по 28 октября 2016 года. Его оригинальная задумка была воплощена благодаря творческому объединению InEnsemble, ранее заявившему о себе неоднократным исполнением сочинения Терри Райли «In C» на разных концертных площадках.

В масштабах города этот небольшой фестиваль привлек внимание своей спонтанностью, альтернативным подходом к организации, многообразием современных стилей и жанров. Концепция JustFest кроется в его полном названии: Независимый фестиваль современной музыки.

Выражение «независимый» говорит о том, что здесь нет руководства и важных начальников, которые часто ограничивают музыкантов в выборе репертуара и в принятии решений. Деятельность коллектива построена на полном равноправии участников, предлагающих свои идеи для реализации, добровольно берущих на себя различные функции. Это позволяет воплощать самые неожиданные и креативные проекты, привлекать людей, неравнодушных к современному искусству.

Со словом «фестиваль» все более-менее ясно. В течение четырех дней проходили концерты, мастер-классы и перформансы. Но вот место для проведения было выбрано неожиданное. В отличие от серьезных фестивалей современной академической музыки, например, «Ростовские премьеры», три из четырех концертов JustFest проходили в неформальной домашней атмосфере тайм-кафе «Циферблат». Он уже давно зарекомендовал себя как место собрания людей искусства, в том числе музыкантов. Здесь проходят лекции и творческие встречи, исполняется классика, джаз, популярные композиции и образцы различных андеграундных течений. Идея организаторов заключалась в создании неформальной обстановки, максимальном сближении слушателя с исполнителем. Поэтому нет ничего удивительного в выборе «Циферблата» в качестве основной концертной площадки.

Три концерта из четырех были так или иначе обращены в сторону минимализма, но минимализма очень разного. Открыл фестиваль британский минимал-джаз в исполнении трех студентов Ростовского колледжа искусств, сыгравших свою версию последнего альбома Floa группы Mammal Hands. Второй день был посвящен юбилею гиганта музыкального минимализма – Стива Райха. InEnsemble провел слушателей по основным этапам творчества композитора. Прозвучали и ранние эксперименты с магнитофонной лентой в оригинальной записи, и пьесы периода строгого минимализма, и сочинения 80-х и даже 90-х годов. Гостем третьего концерта стала значительная величина российского авангарда – московский ансамбль «Студия новой музыки». Опытный коллектив исполнил по-настоящему авангардную и сложную программу из сочинений отечественных (Альфред Шнитке, Эдисон Денисов) и иностранных (Тристан Мюрай, Беат Фуррер, Сальваторе Шаррино) композиторов. Для заинтересованных зрителей солисты ансамбля подготовили отдельный сюрприз в виде мастер-классов, где продемонстрировали специальные приемы игры на скрипке, кларнете, флейте и фортепиано, изобретенные за последние десятилетия. Завершал фестиваль полный меланхолии и самопогружения перформанс на музыку Мортона Фельдмана в исполнении InEnsemble и танцевального ансамбля Dance of mine. Вся эта кипучая смесь объединилась названием JustFest – дословно ПростоФестиваль.

Фестиваль соединил в себе несколько видов искусства, которые сплелись в единое целое и помогли проложить путь слушателей к пониманию современной музыки. Рука об руку она работала с визуальными видами искусств – танец, видео-арт. Танцевальная импровизация от студии Dance of mine дополнила полные меланхолии композиции Мортона Фельдмана, существующие в абстрактном мире, полном неопределенности и размытости форм, и пробуждающие у зрителей игру воображения. Прямо из зрительского зала выползали полиморфные и бесхребетные существа, движимые музыкой. Этот перформанс помог понять хрупкость тишины, прерываемую звуковыми всплесками, ощутить замедленность времени.

Сложность минималистической музыки Стива Райха компенсировалась видео-артом, сделанным участниками ансамбля при поддержке Олега Потия. Особенно замечательной оказалась визуализация пьесы Four Organs (1970). Она целиком основана на постепенном увеличении длительности отдельных тонов в аккорде, без изменения высоты и тембра. Когда все тоны аккорда собираются вместе, на экране появляется портрет молодой девушки, участницы InEnsemble. Сначала – на миг, так, что невозможно разглядеть черты лица, а затем все длиннее и длиннее. Мало-помалу появляется возможность рассмотреть ее мимику, отражающую смену эмоций.

Своим форматом фестиваль отличается от всего того, что происходило в музыкальной жизни города, а может, даже и в масштабах страны. Благодаря этому андеграундному движению, на поверхность постепенно всплывают модернистские течения. JustFest показал, что экспериментальная музыка в Ростове есть и у нее есть своя аудитория, сохранившая интерес к необычному. Участники InEnsemble помогли неподготовленному слушателю понять сложные модернистские сочинения. Они признаются, что обдумывают превратить фестиваль «в бренд и все следующие проекты в сезоне делать под этим же логотипом. Идея фестиваля… постоянно трансформируется и, можно сказать, продолжает возникать прямо сейчас».

Музыканты InEnsemble: Анастасия Беспалова – флейта, Александр Илькив – баян, Евгений Логвинов – аккордеон, Антон Светличный – клавишные, Александра Михайлова, Евгений Морозов, Раиса Потапкина – клавишные, перкуссия, Екатерина Картушина, Дарья Леонтьева – перкуссия


Mammal Trio студентов РКИ: Алиса Шестунова – клавишные, Дмитрий Коновалов – саксофон, Леонид Тавровский – барабаны


Танцоры студии Dance of mine. Импровизация под музыку Мортона Фельдмана


Анастасия Слободчикова