Фанатичная преданность

Триумф ростовской фортепианной школы

20 февраля 2017 года в Большом зале Ростовской филармонии прошел, по, хотя и немного претенциозному, но очень верному выражению Александра Данилова, «мега-концерт» – «Панорама ростовской фортепианной школы». Необычный клавирабенд – наверняка, одно из центральных событий фестиваля «50 лет Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова», охватывающего целых два концертных сезона, включил выступления пятнадцати выдающихся воспитанников вуза.

Рояль как персона, несомненно, королевская тем вечером важно возвышался над партером. Инструмент заметно контрастировал фону, который состоял из занавеса, пестрящего различными цветами, и видеокамеры – важного придатка технологической эпохи. Но это только вид из зала…

Другое дело – картина, открывающаяся исполнителю со сцены. Шестисотместное помещение разрывалось под количеством нахлынувших зрителей – более тысячи человек! «Фанатичная преданность» искусству, о которой сказала ведущая, кандидат искусствоведения Елена Лобзакова, характеризует не только пианистов и их педагогов, но и организаторов, в числе которых ректор консерватории профессор Михаил Савченко, проректор по концертной творческой работе профессор Александр Данилов, заведующий фортепианной кафедрой профессор Владимир Дайч. «Такого аншлага у нас еще не было!», – заметил впоследствии А. Данилов, возглавлявший консерваторию около 25 лет.

Слово «фанатичная», надеюсь, не будет понято превратно. Конечно, в нынешнее время мы стараемся избегать этого выражения из-за его негативного оттенка. Даже этимологически оно восходит к религиозному «саморастворению». Но в искусстве все обстоит иначе: в нем фанатизм имеет право на существование, поскольку, как правило, связан со стремлением к гармонии, торжеству правды и совершенствованию мира.

Основа подобной преданности – традиция, укорененность в которой, по мудрой мысли ведущей, является самой важной из трех музыкально-педагогических заповедей. Две другие вытекают из первой: преемственность учеников от своих великих учителей и незаурядный авторитет педагогов нескольких поколений. Эти простые истины, как и подобает музыковеду-артисту, Е. Лобзакова преподнесла естественно, непринужденно и с чувством достоинства. Попутно замечу, что имена преподавателей в объявлении номеров были намеренно опущены. Тем самым внимание слушателей ориентировалось на достижения кафедры в целом.

«Панорама» была представлена победителями международных и всероссийских конкурсов, и простиралась от студента четвертого курса до выпускницы далекого 1998 года. Сами исполнители прекрасно осознают масштаб, даже эпохальность события: «18250 суток высокой классики. 2607 недель учебного процесса. 600 месяцев упорной работы. Полвека великой истории. Ростовская консерватория зажигает новые звёзды на музыкальном небосклоне!», – так прокомментировал фестиваль самый молодой участник концерта Андрей Зенин.

Верность традиции давала о себе знать в игре каждого концертанта в той или иной мере. Узнавалось манера звуковой подачи Эмиля Гилельса в исполнении «Героического» полонеза Шопена Дмитрием Кривоносовым, уверенно открывшего концерт. В глубокомысленно классическом духе трактует Фантазию ре минор Моцарта Ирина Логвиненко, напомнившая трагические части сонат Бетховена. И даже Софья Бугаян, «апологет» современной музыки, представила несколько привычное интерпретаторское решение, остановившись при этом в плане репертуара на «ходовом» или, как она сама выразилась, «приятном» вальсе As-dur, ор. 42 Шопена.

Впрочем, были и те, кто, оставаясь, если можно так выразиться, «в рамках канонов», тем не менее, продемонстрировали нечто совершенно новое. Таково «искрящееся» исполнение пятой сонаты Скрябина Оксаной Литвененко или потрясающая своей нюансировкой, характеристичностью при головокружительной технике игра Се Туна в «Масленице» Стравинского.


Никого не оставило равнодушным исполнение этюда Шопена op. 25 № 10. Лауреат второй премии московского конкурса им. Шопена в прошлом году (и как он показал на концерте, вполне заслуженной)– Андрей Зенин смог наполнить эту, по сути, миниатюру почти бетховенским содержанием. Перед нами музыкант мысли, который заставил слушателей сопереживать «герою борьбы» и артисту на сцене, слившихся в одном лице.


Феноменальным завершением вечера стало выступление Олега Аккуратова, «взорвавшего» шаблон академического клавирабенда. После исполнения двух пьес Рахманинова – своеобразного комплимента своей альма-матер – ему неожиданно поставили микрофон. Далее события развивались в жанре джазового концерта. Две песни содержали заряд позитивной энергии на все двадцать. Особенное впечатление оставили импровизации, где скэт – джазовый вокализ, впрочем, опять же традиционный, перемежался с наложением масленичных текстов и известных мелодий на гармоническую сетку стандарта, что привело зрителей в неописуемый восторг.

В целом концерт вполне соответствовал величию полувековой истории. Программа, при всей пестроте и калейдоскопичности, была прекрасно выстроена как единое целое. Перед нами предстали действительно лучшие пианисты, хотя далеко не все смогли приехать по разным причинам.

Остается только желать, чтобы подобные «выставки» вошли в ежегодную традицию. Ресурсов пианистических у вуза хватает в избытке, но есть проблема в ресурсах материальных. До сих пор наша консерватория – единственная, не имеющая своего большого концертного зала. Наверняка, к шестидесятилетнему юбилею эта проблема уже будет разрешена. Я надеюсь...

Всеволод Чувилкин

Фотографии: Валентин Терещенко