Джаз не умер!

В Конгресс-холле ДГТУ прошел юбилейный концерт эстрадно-джазовой кафедры Ростовской консерватории – «Мы из джаза»

24 апреля (2017), когда большинство ростовчан, подыскивая для характеристики погоды словцо покрепче, пыталось укрыться от ненастья, прошел масштабный концерт, который в слабо отапливаемом помещении Конгресс-холла ДГТУ одновременно и согревал задушевной лирикой, и обжигал безмерной энергетикой.

Концерт сопровождался настоящим ажиотажем. Тысячный зал оказался забит настолько, что слушатель, покинувший во время перерыва свое место, не на шутку рисковал всё второе отделение простоять в проходе.

Свое название – «Мы из джаза» – вечер получил от одноименного фильма Карена Шахназарова с музыкой Анатолия Кролла и Марка Минкова. Такое решение легко объяснимо: с персонажами «лучшего музыкального фильма 1983 года» концертантов роднит то, что они живут джазом и фанатично ему преданы.

В концерте принял участие биг-бэнд консерватории под управлением заслуженного артиста России, профессора Виктора Бударина, ансамбли, педагоги и концертмейстеры, учащиеся и выпускники эстрадно-джазовой кафедры – лауреаты международных и всероссийских конкурсов, а также специальный гость – пианист-виртуоз Олег Аккуратов.

Этот вечер стал четвертым событием юбилейного фестиваля «50 лет РГК им. С. В. Рахманинова». Казалось, очередной отчетный концерт, где свои достижения демонстрирует очередная кафедра, на сей раз – эстрадно-джазовой музыки. Однако в чем-то «Мы из джаза» существенно отличался и от «Панорамы ростовской фортепианной школы», и от концерта кафедры народных инструментов. Но чем же?

Во-первых, специфическую черту – изюминку, если хотите, – всех джазовых вечеров составляет импровизация. Проявлялось она в тот вечер во всём, будь то виртуозное соло Кристины Крит или речь ведущего Юрия Кинуса: везде чувствовался живой дух свободного, сиюминутного творчества.

Во-вторых, не следует забывать, что уникальность Ростовской консерватории именно в том, что она стала первой в СССР, где еще в 1982 году начала осуществляться подготовка специалистов с высшим музыкальным образованием в области искусства джаза. На целых два года Ростов-на-Дону опередил Москву, о чем жители столицы начали откровенно забывать. В этой первенстве нашего города, конечно, огромная заслуга Кима Назаретова – первого профессора джаза в СССР и Анатолия Кусякова – на тот момент ректора музыкально-педагогического института.

Сейчас, когда кафедре исполняется 35 лет, нелишне вспомнить, насколько сильно её влияние во всем мире. Выпускники ростовской джазовой школы успешно выступают и в России, и за ее пределами, основали собственные исполнительские школы: Игорь Эпштейн в Германии, Илья Райхлин в Израиле и многие другие.

Программа концерта включала и джазовые стандарты, и авторские произведения исполнителей, диапазон которых простирался от одного из первых выпускников кафедры 1987 года – Адама Терацуяна, а ныне педагога консерватории, до студентов первого курса – Елизаветы Григоренко, Маркоса Караханяна и других. Такой подход, в принципе, типичен для джазменов – позволить молодым «показать себя» и набраться опыта в совместной игре с мастерами.

Сколь широк был диапазон участников, столь разнообразным – спектр стилей, представленных на концерте. По большей части, мы услышали мэйнстрим – по мнению многих, важнейшее и доминирующее направление для ростовской джазовой школы. Особенно он был заметен в игре биг-бэнда. Для не совсем традиционного состава (3 трубы, 3 тромбона, 5 саксофонов и ритм-секция) Виктор Бударин адаптировал произведения из золотого фонда джазовой музыки: «Central Park West» Джона Колтрейна, сыгранный в медитативно-размеренном тонусе Олегом Великановым (саксофон), «Caravan» Хуана Тизола, полновесно выдержанный в стиле джаз-мануш Андреем Бердниковым (гитара).

Немалое место заняли и выступления в современных стилях. Например, так называемый «кроссовер-джаз» был представлен армянским Трио Мехака Торосяна (он сам – фортепиано, Яна Торосян – бас-гитара, Маркос Караханян – ударные). Авторское произведение лидера ансамбля «По дороге родной» явило своеобразный сплав кавказских мотивов, импрессионистической гармонии и модального джаза.

Как всегда, на высоте оказался джаз-ансамбль Адама Терацуяна, выступавший по сравнению с недавними концертами в обновленном составе (Адам Терацуян – контрабас, Олег Аккуратов – фортепиано, Евгений Белин – тромбон, Алексей Бражников – труба, Григорий Керзон – саксофон, Алексей Мудраков – барабаны). Две композиции – «Funky Birthday» Аккуратова и «Justintime» Джула Стайна, которые музыканты только за прошедшую неделю трижды исполняли в Ростове-на-Дону (каждый раз совершенно по-новому), – прозвучали максимально естественно и непринужденно. Новую краску ансамблю добавило великолепное, глубокое, но в то же время подвижное и техничное соло Евгения Белина на тромбоне.

Особенно хотелось бы отметить триумфальное завершение вечера третьей частью «Сюиты in F» Виктора Бударина. Финальное соло Маркоса Караханяна по своей энергетике вполне могло бы посоперничать с «самым лучшим барабанным солом в истории», которым завершался фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» (и, как мне кажется, вполне могло его заменить). В кульминационный момент под аплодисменты публики музыкант эффектно подкинул палочку в воздух, сорвав шквал аплодисментов.

Вопреки раздающимся замечаниям в духе «джаз умер, не пережил своего века», искусство это, уважаемые пессимисты, «живее всех живых», чему прошедший вечер – полновесное подтверждение.

Всеволод Чувилкин
Фото: Антон Глухов