Музыка, сказки и две волшебные палочки

Воспитывать вкус к прекрасному и приобщать ребенка к правильной музыке следует начинать как можно раньше. Многие взрослые, не имеющие музыкального образования, признаются: им хочется, чтобы ребенок рос гармоничной личностью, однако они не в состоянии сделать это естественным путем, без принуждения. О благотворном воздействии музыки на человека существует множество теорий и предположений. Многие из них спорны и раздуты рекламными приманками для доверчивых родителей, желающих устроить своих детей во все существующие школы, кружки и секции. Но нужно помнить, что школа – прежде всего система, предполагающая многолетний тренинг. На ребенке, который не мотивирован яркими музыкальными впечатлениями, система может дать сбой. В идеале, ребенок должен влюбиться в музыку, а музыканты – показаться ему людьми со сверхспособностями, настоящими супергероями, которым хочется подражать.

В поисках музыкальных супергероев для своей четырехлетней дочери 12 марта 2018 г. я отправилась в Краснодарский музыкальный театр, художественным руководителем которого с начала текущего сезона является Владислав Карклин. Маэстро поражает широтой своих творческих и карьерных деяний. Получив блестящее образование в Петербурге и Дюссельдорфе, он служил в оперных театрах и симфонических оркестрах Германии и России, в том числе постоянным приглашенным дирижером Мариинки. В этом же качестве он и раньше сотрудничал с Краснодарским театром.

Итак, речь пойдет о выступлении симфонического оркестра под чарующим названием «Музыка и сказки», входящим, как сказано на официальном сайте театра, в «цикл развивающих концертов „Музыкальные сокровища“ для любознательных детей и их родителей». Будет ли он по-настоящему интересен современным непоседливым детям, у которых «в авторитете» совершенно другая музыка? Оказалось, это тот самый случай, когда создается впечатление, что у дирижера в руках находится самая настоящая волшебная палочка, открывающая путь в красочную, волнующую воображение страну сказок и музыки.

Даже две. Вторая «палочка» – умение маэстро вести живой диалог с залом: рассказать отрывок сказки, который вводит в содержание музыкального фрагмента, спросить, «помните, кто главный герой?» или «вам было страшно?», обратить внимание на «волшебство» солирующих инструментов…

Симфонический оркестр был хоть и главным, но не единственным героем представления. В программу были также включены выступления солистов музыкального театра, среди которых заслуженные артисты Кубани Гюльнара Низамова, Алексей Григорьев, Инна Разумовская, а также молодые певцы, работающие в театре недавно: Татьяна Еремина и Артем Агафонов.

Путешествие началось с прекрасной музыки увертюры к опере Моцарта «Волшебная флейта». Пусть это далеко не детская сказка, со сложным, запутанным сюжетом, с множеством персонажей, однако дирижер с легкостью преподнес ее аудитории, выделив самое главное: «сила человека не в оружии, он может достичь счастья только с помощью искусства».

Программа концерта разнообразна и насыщенна. Среди прозвучавших музыкальных шедевров – увертюра к «Золушке» Россини, «Полёт шмеля» и Ария Царевны Лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «В пещере горного короля» Грига, «Избушка на курьих ножках» из «Картинок с выставки» Мусоргского, увертюра, Сцена и Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Мальчик с пальчик» и «Красавица и Чудовище» из сюиты «Моя Матушка-Гусыня» Равеля, Ария Русалки из одноименной оперы Дворжака.

Дирижера наделен удивительным даром обострить внимание юного зрителя: увертюра к «Золушке» Россини исполнялась «специально для девочек», а перед «Бабой Ягой» Мусоргского он предложил прослушать рок-версию этого произведения, чем явно удивил гостей, не ожидавших услышать такую «тяжелую» и явно не академическую музыку на детском концерте. Судя по реакции зала, фаворитами концерта можно считать пьесу «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Грига. Дети, возможно, первый раз слышащие это произведение в исполнении живого оркестра, были в восторге от этой «музыки жадности», как охарактеризовал ее дирижер. Очень оживились ребята при объявлении пьесы «Красавица и Чудовище». После недавнего выхода в широкий прокат одноименного фильма, представленного компанией Disney, пьеса Равеля ожидалась с повышенным вниманием. А когда вместо красавицы Белль на сцену вышел кларнетист в ярко-желтом пышном платье, ребячье недоумение сменилось звонким смехом. И эту ситуацию дирижер использовал на пользу дела, переключив внимание ребят на бархатный тембр солирующего кларнета.

Слово «представление», мелькнувшее выше, пришло на ум не случайно. Сцена и рондо Фарлафа (с участием Наины) артисты в театральных костюмах представили как маленький спектакль.

Владислав Карклин до самого конца с легкостью удерживал внимание зала, заполненного, в основном, учащимися музыкальных школ из городов Краснодарского края. Таких чутких, внимательных, думающих слушателей еще поискать нужно!

Наблюдая за дочерью, могу утверждать: она нашла своих супергероев. Вероятно, ей это далось легче: многое услышанное она слышала раньше. А встреча с давними добрыми знакомыми радует особо.

Фото с сайта ТО «Премьера» им. Л. Гатова
http://www.to-premiera.com/

Елена Аванесова