Есть ли будущее у музыкальной критики?

Прошедшая в Новосибирске Академия арт-журналистики внушает оптимизм

С 19 по 22 марта в Новосибирске проходил новый образовательный проект Транссибирского Арт-фестиваля «Академия арт-журналистики». Проект подготовлен совместно с газетой «Музыкальное обозрение», его куратор – Андрей Устинов, главный редактор издания. В течение четырех дней ведущие музыкальные критики страны, эксперты в области театра и медиа-СМИ делились своим опытом со слушателями из 18 городов России – от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Е. Картушина и Р. Потапкина на лекции


Музыкальная критика – это особый жанр художественной критики. Она требует не только профессионального владения пером, но и широкого кругозора в области музыкального искусства. По словам Андрея Устинова, «актуальность Академии обусловлена, прежде всего, нынешним состоянием музыкальной журналистики в России. Если о ней можно говорить как о явлении культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, то в других городах страны, за редким исключением, серьезная музыкальная журналистика фактически отсутствует».

Формат Академии, посвященной исключительно музыке и музыкальному театру, нов для России. Ведущие издания, такие как «КоммерсантЪ», «Colta.ru», проводят отдельные лекции по оперной и музыкальной критике в рамках более широких курсов по журналистике. В прошлом году Ассоциация театральных критиков совместно с Союзом театральных деятелей провела образовательный проект «Школа театрального блоггера» в трех городах России – Новосибирске, Казани и Воронеже. На следующей неделе одноименный проект запускает Пермский театр оперы и балета.

Аналог транссибирской Академии Арт-журналистики можно найти в крупнейших мировых музыкальных фестивалях. К примеру, Международные летние курсы новой музыки (Дармштадт, Германия) уже не первый год включают в свою программу практикумы по музыкальной критике («Schreibwerkstatt», «Talking about music»). Их ведут авторитетные журналисты The Guardian, BBC и других СМИ.

«Учебная программа Академии встроена в „тело“ Транссибирского Арт-Фестиваля, – рассказал Андрей Устинов перед запуском проекта. – Мы специально выбирали определённый отрезок фестиваля, чтобы у слушателей Академии была возможность включения в музыкальный контекст Форума. Статус Академии многократно возрастает благодаря авторитету Транссибирского Арт-Фестиваля – крупнейшего музыкального события российского и международного масштаба, и его художественного руководителя Вадима Репина. Значение Академии определяется активным участием национальной газеты «Музыкальное обозрение», её почти 30-летней деятельностью на просторах российского музыкального и культурного пространства. В самой идее Академии, в ее организации воплощен огромный опыт газеты по проведению и освещению многих образовательных проектов. Мы сформировали программу, которая была принята организаторами Фестиваля, разработали логотип Академии, дизайн буклета, провели большую организационную работу по приглашению преподавателей и участников. Надеемся, что эта работа увенчается успехом и получит продолжение».

Программа действительно получилась насыщенная. Занятия проходили в формате «интенсив» и предполагали ежедневную занятость до 8 часов. Утром – выступления спикеров в ДК «Энергия», после обеда – творческие встречи с организатором Академии Андреем Устиновым и известными музыкантами в Центре культуры и отдыха «Победа», вечером – концерты Транссибирского Арт-фестиваля в Государственном концертном зале им. А. Каца.

Преподавателями Академии стали ведущие журналисты музыкальных и общественно-политических изданий, которые пишут о музыке, и представители пресс-службы Большого театра: Юлия Бедерова, Татьяна Белова, Ая Макарова, Петр Поспелов, Павел Райгородский, Андрей Устинов и Ирина Яськевич. На лекциях они делились профессиональным опытом, обсуждали работы, присланные участниками Академии. Профессор факультета коммуникаций ВШЭ, медиаэксперт Анна Качкаева рассказала про цифровую революцию в «экономике впечатлений», трансформирующую нашу реальность. В конце ее выступления аудитория разделилась на две группы: цифровые пессимисты и цифровые оптимисты с незначительным перевесом в сторону последних. Оперный критик Ая Макарова – цифровой оптимист, автор телеграмм-канала о театре «Как я был русалкой» – провела для участников практикум «Блог как средство поговорить о театре».

Кроме того, спикеры Академии приняли участие в круглом столе на тему «Музыкальная журналистика. Есть ли будущее?» Дискуссионная площадка была посвящена проблемам современной культурной журналистики и возможным путям их решения. В ходе обсуждения главный вопрос встречи был сформулирован иначе: “Музыкальная журналистика. Есть ли настоящее?” И ответом на него может служить тот резонанс, который вызвала Академия.

Круглый стол


Около 100 человек из разных городов России – Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Томска, Архангельска, Ростова-на-Дону и других – ответственно посещали все мероприятия образовательного проекта. Журналистов, студентов и преподавателей консерваторий и журфаков, пресс-секретарей, блоггеров и пиарщиков объединил интерес к слову о музыке. Екатерина Картушина, виолончелистка и SMM-менеджер Ростовского академического симфонического оркестра, поделилась впечатлениями от участия в проекте: «Я получила очень четкие инструкции к действию. Как писать, о чем писать, что важно, а что – не очень. Чему-то, о чем уже и сама размышляла, я нашла ещё большее подтверждение от авторитетных экспертов. Самое полезное, на мой взгляд, в лекционной части Академии – это разбор наших текстов».

Частью учебного процесса для слушателей Академии являлось посещение и анализ концертов Фестиваля, которые затем обсуждались вместе с преподавателями. Одними из главных музыкальных событий, проходивших в эти дни, стали концерты с участием скрипача Гидона Кремера и его ансамбля «Кремерата Балтика». 20 марта в ГКЗ им. Каца впервые в Новосибирске была представлена программа «Прелюдии к ушедшему времени». В ней контрапунктом соединились 24 прелюдии для виолончели (соч. 100) Мечислава Вайнберга, переложенные Кремером для скрипки, и философско-исповедальные черно-белые фотографии литовского художника Антанаса Суткуса. В последний день, 22 марта, в исполнении Гидона Кремера и Гиедре Дирванаускайте (виолончель) прозвучал концерт для скрипки и виолончели с оркестром композитора-минималиста Филипа Гласса.

На творческой встрече 21 марта Гидон Кремер рассказал об этих произведениях и поделился творческими планами. Он также представил новосибирской публике свой новый фильм «Картинки с Востока», посвященный военным конфликтам в Сирии, проблемам беженцев и «перемещенным лицам» в самом широком смысле. Музыкой к фильму стали произведения Шумана и Штокхаузена. «Классическая музыка на самом деле современна. По сравнению с египетскими пирамидами, любое сочинение Вивальди, Шуберта, Чайковского написано буквально вчера. Поэтому, мне кажется, позволительно думать о том, что великие авторы хотели высказываться о вечности. Но я также проявляю живой интерес к живущим композиторам, потому что они всегда говорят о теперь, о сегодня».

С Петром Поспеловым


Завершались дни Академии творческой встречей с художественным руководителем Транссибирского Арт-фестиваля, известным скрипачом, выпускником Новосибирской специальной музыкальной школы Вадимом Репиным. Артист отвечал на вопросы аудитории и поведал историю сочинения Софии Губайдулиной «Диалоги: Я и Ты», написанного специально для него и дирижера Андреса Мустонена. «Партитура была закончена буквально полторы недели назад. Это сочинение рождено гением, и я приложу максимум усилий, чтобы убедительно воплотить его на сцене». София Губайдулина будет лично присутствовать на мировой премьере этого произведения 2 апреля в ГКЗ им А. Каца.

Заведующая кафедрой теории музыки Новосибирской консерватории, участница Академии арт-журналистики Жанна Лавелина поблагодарила музыканта за новый проект и поинтересовалась его будущим. «Будет ли проект жить, зависит от того, сколько в следующем году будет заявок. Если их будет больше, то будем продолжать». Ответ художественного руководителя внушает надежду, ведь абсолютно каждый участник Академии на вручении свидетельств о прохождении образовательной программы выразил желание вновь посетить проект в следующем году.

Фото Александра Иванова, Екатерины Картушиной и автора

Раиса Потапкина