Еще одна «Ростовская премьера»

Несмотря на предпраздничный день, а точнее вечер, 30 апреля в Большом зале филармонии было многолюдно, «подтянулись» даже «официальные лица» – заведующие кафедрами, проректор и ректор консерватории. Думаю, не ошибусь, если рискну предположить, что привлекло всех имя пианистки – играла Анна Винницкая. Впрочем, прозвучавшая в первом отделении симфония никому не дала оснований пожалеть о приходе. Программа вечера включала Пятую симфонию А. Эшпая и Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.

Масштабное полотно симфонии представляет собой одночастную композицию, поделенную на три раздела. Автор продолжает традиции Шостаковича, но в его сочинении зло не является «оборотной стороной» добра, а репрезентировано отдельными темами, одна из которых – примитивная солдатская песня, популярная в Германии начала 30-годов. Победу в финале одерживает стремление к прекрасному и нравственному.

Повинуясь властному жесту дирижера – заслуженного артиста России, профессора Валерия Хлебникова, оркестр звучал то жестко и неумолимо, то предельно выразительно.

Исполнение Второго фортепианного концерта Прокофьева М. Шорникова расценила как ростовскую премьеру сочинения, во всяком случае, проверенных данных о том, что концерт исполнялся в нашем городе, нет. И неудивительно, написанное 22-летним композитором, взорвавшим музыкальный мир не только России, но и всего мира, это произведение невероятно сложно технически и по праву считается одним из труднейших произведений пианистического репертуара. Премьера концерта в 1913 году сопровождалась громким скандалом и вызвала противоречивые отклики критики, сам же автор считал его одним из любимейших сочинений и часто включал в программу своих выступлений.

Знакомая ростовской публике по исполнению концертов Моцарта и Чайковского, Анна Винницкая на сей раз предстала в совершенно ином амплуа: не лирической героини, но дерзкой воительницы, смелой и отважной. Виртуозные приемы покорялись ей, казалось, без особого сопротивления, невероятные скачки, аккордовые последовательности, блестящие пассажи «выходили» легко и непринужденно, а лирические эпизоды дышали теплым и нежным чувством. Масштабная форма (в концерте четыре части, не соответствующие частям классического концерта) крепко держалась в хорошенькой головке с рассыпавшимися по плечам рыжими волосами, и разворачивалась последовательно и внятно.

Последнее восходящее glissando – и зал взорвался бурными овациями и долго не отпускал со сцены пианистку.

Уже несколько лет Анна живет в Европе и радует ростовскую публику лишь нечастыми выступлениями, которых все ждут с нетерпением, потому, наверное, даже в канун Пасхальных торжеств зал был полон.

Василий Кисеев