Времён связующая нить…

Музыкальная жизнь нашего города насыщена частыми концертами, фестивалями и другими культурными мероприятиями, где звучит музыка композиторов разных эпох и стилей. Особое место среди них занимают те, где можно, услышав современное сочинение, увидеть и даже пообщаться с самим автором. Именно с этой целью был создан цикл встреч в музыкальной гостиной «Я – композитор», организаторами которого является Ростовская консерватория и Ростовская организация Союзом композиторов. Уже прошли творческие встречи с такими донскими композиторами разных поколений Л. Клиничевым, И. Левиным, М. Фуксманом, А. Хевелевым. Роль ведущей цикла взяла на себя кандидат искусствоведения, доцент Н. А. Мещерякова, из уст которой слушатели узнают о жизни, личности и творчестве композиторов.25 ноября в малом зале РГК звучала музыка для детей и взрослых композиторов А. Артамонова и А. Матевосян.

Имена эти объединены не случайно: это учитель и ученица.

Алексей Павлович Артамонов (1906 – 1994) – ростовский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель. Он работал заведующим музыкальной частью, дирижёром и композитором в Ростовском драматическом театре им. М. Горького; в Ростовском театре эстрады и миниатюр, дирижёром и художественным руководителем Ростовской государственной филармонии. Его перу принадлежит 5 опер, 5 оперетт, 13 симфоний, камерно-инструментальные и хоровые произведения, музыка к 100 спектаклям. Более 30 лет руководил классом композиции в Ростовском училище искусств. Одна из музыкальных школ носит его имя (ныне ДШИ № 2). Алексей Павлович – один из инициаторов открытия музыкального вуза в Ростове и создания композиторской школы на Дону. Среди более 200 его учеников – народные артисты России О. Хромушин, Ф. Глущенко, заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. Ф. Красноскулов. Владимир Феодосиевич, который впоследствии стал зятем композитора, вспоминает: «В классе композиции Алексея Павловича я оказался по счастливому стечению обстоятельств. Перейдя на третий курс дирижёрско-хорового отделения, сочинил на стихи однокурсницы одну из своих первых песен – «Осеннюю песенку», которую вскоре на праздничном училищном вечере славно спели другие две однокурсницы. Насладившись своей порцией аплодисментов, тут же получил от тогдашнего завуча училища А. Г. Кинокцияна настоятельную рекомендацию немедленно начать занятия с Алексеем Павловичем. Идти на первый урок было боязно. Вспоминая о нём, о его уроках – музыкальных и человеческих, благодарю судьбу, подарившую мне счастье общения с этой, без преувеличения, великой Личностью».

Среди его воспитанников – и Аракс Матевосян, ныне заслуженный деятель искусств, профессор консерватории. Ещё в ДМШ у неё проявились способности к сочинению. В 14 лет поступила в Ростовское училище искусств по классу фортепиано. После встречи с А. Артамоновым была определена её судьба как композитора. Аракс Суреновна продолжила своё обучение в Московской консерватории по классу композиции А. И. Хачатуряна и по классу фортепиано у В. К. Мержанова. Её творческое наследие охватывает практически все жанры: опера «Девочка в тюльпане», симфонии, увертюра, концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, струнные квартеты, сонаты, фортепианные пьесы, хоровая и камерно-вокальная музыка.

В зале царила теплая, почти семейная атмосфера, собрались близкие обоих композиторов, их ученики, преподаватели и студенты консерватории, училища искусств, ДМШ №7 и №10, а также любители музыки.

Публике был представлен видео- фотоматериалы, вглядываясь в которые можно было окунуться в атмосферу прошлого. После волнительных кадров зазвучала трепетная музыка А. Артамонова «Прелюдия» (в стиле Скрябина) и «Вальс-бостон». Исполнил их внук композитора – лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, доцент А. В. Красноскулов.

Несколько сочинений А. Матевосян разнопланово представили ее творчество. Цикл «6 состояний» был специально сочинён для ансамбля «Каприччио» (художественный руководитель – заслуженная артистка РФ, профессор М. Черных), который поразил композитора своим необычным составом, включающим вибрафон. На концерте прозвучала пьеса «Дерзание».

К теме любви и жизни женщины и её творчества обращались многие композиторы. Эта тема нашла отражение в вокальном цикле «Смежные грани» А. Матевосян, где слилось воедино творчество трёх поэтесс – М. Цветаевой, А. Ахматовой и С. Капутикян.

Творчество учителя и ученицы охватывает и детскую музыку – вокальную и фортепианную. В концерте звучали хоровые зарисовки А. Матевосян и песня А. Артамонова «С добрым утром, любимый Ростов!» в исполнении хора ДМШ №10 им. С. С. Прокофьева под руководством заслуженного деятеля искусств ВМО Л. Бабасинова, а также фортепианные пьесы «Тайны стрекоз», «Избушка на курьих ножках», «Заводные часы», «Метелица». Атмосфера в зале резко изменилась с появлением учащихся школ, внеся забавную суматоху. Судорожное толкание друг друга, громкий шепот: «Я первый выступаю, пропустите!» еще раз напомнили об отсутствии в консерватории большого зала.

Возгласами «Браво!» встретили слушатели Сюиту для двух фортепиано, представленную дуэтом доцентов Н. Морозовой и Е. Горбенко. В их исполнении ощущалось наблюдение автора за движением времени – скоротечном в первых частях и замирающем в финале, где автор словно произносит фразу: «Продлись очарование!».

В дыхании южной музыки ощущалась внутренняя связь А. Матевосян и А. Хачатуряна. А связь с её первым учителем – А. Артамоновым является определяющей не только в музыке, но и в увлечении поэзией преимущественно «Серебряного века». Легенда «Сакья Муни» (на стихи Д. Мережковского) прозвучала в исполнении выпускницы РГК, солистки филармонии А. Волощенко и дипломанта международных и всероссийских конкурсов Л. Шабаньянц.

Апофеозом концерта стало исполнение автором собственных произведений, навеянных впечатлениями от путешествий по разным странам, – «Витражи», «Плевенские розы», «Часы старой ратуши» из цикла «Дорожные зарисовки», который продолжает линию «Годов странствий» Ф. Листа и, тем самым, позволяет определить стиль А. Матевосян как романтизм XXI века.

Светлана Ломоносова, Мария Реченко