Г. В. Свиридов в прошлом, настоящем и будущем

Интерес к творчеству Г. В. Свиридова не иссякал в нашей стране никогда, не исчез он и в наши дни. Об этом можно судить по концертам, посвящённым 90-летию со дня рождения композитора. Знаменательную дату в нашем городе отметили ДМШ № 6, которая с гордостью носит имя Г. В. Свиридова (в Большом зале филармонии 26 ноября) и консерватория им. С. В. Рахманинова (в Малом зале РГК 9 декабря).

На обоих концертах залы были полны. Среди слушателей – директора детских музыкальных школ, преподаватели консерватории и училища искусств, студенты, а также учащиеся школы и их родители, любители музыки.

Программы получились достаточно разнообразными и интересными. Зрители могли услышать произведения почти всех жанров, в которых работал композитор. Так, на концерте школы прозвучали фрагменты из «Весенней кантаты», из «Патетической оратории» (в переложении С. Стемпневского для дуэта баянистов), симфоническая сюита «Метель» в переложении для ансамбля гитаристов (рук. заслуженный деятель ВМО Л. М. Кривоносов), ансамбля ударных инструментов (рук. Заслуженный деятель ВМО С. И. Болдырев), эстрадного оркестра школы (рук. Заслуженный деятель ВМО А. Л. Рыбников). Кульминацией концерта стало совместное выступление ансамбля струнно-смычковых инструментов школы (рук. Заслуженный деятель ВМО С. К. Тышлангова и Концертного оркестра духовых инструментов им. В. Еждика Ростовской филармонии под управлением В. Вилинова.

На концерте консерватории наиболее полно было представлено вокальное творчество. Исполнителями были студенты класса камерного пения доцента В. А. Юрчук (концертмейстер – дипломант международных конкурсов Ж. Прохорович). Прозвучали произведения на стихи различных авторов. Поэтические пристрастия Свиридова разнообразны. Известность ему, двадцатилетнему, принес цикл на стихи А. С. Пушкина, романс из которого в духе суровой, мужественной элегия «Роняет лес багряный свой убор» прозвучал в исполнении Р. Мишенькина. Пожалуй, самыми близкими сердцу Свиридова авторами на протяжении всей его жизни оставались А. Блок и Е. Есенин. В цикле «Петербургские песни» «свиридовский» Блок выступает продолжателем традиций Некрасова и Достоевского с их состраданием к «униженным и оскорблённым» (песня «Перстень-страдание»). Рядом с портретами людей соседствуют картины внешнего мира: акварельная «Вербочки» и колоритная «На пасхе». Однако слышен здесь и иной Блок – певец любви и нежности. Таким он предстаёт в песне «Утро в Москве» в исполнении Сослана Паррастати.

Ведущая концерта (музыковед С. Козлыкина) напомнила об особом отношении композитора к творчеству Есенина. Свиридов восхищался простотой, правдой зрелого периода творчества поэта. На его стихи написаны многие сочинения разных жанров. Так, цикл «У меня отец крестьянин» – своего рода дополнение к «Поэме памяти С. Есенина». В отдельных номерах цикла, исполненных Н. Белолюбцевым и И. Харитоновым, была передана любовь поэта и композитора к России, её людям, её природе.

В восьми романсах на стихи Лермонтова Свиридов выступает продолжателем традиций Глинки и Даргомыжского, а в песнях на стихи Р. Бёрнса – «Шотландских песен» Бетховена.

В этих концертах Свиридов предстаёт подлинно русским композитором. Ведущая привела слова композитора о том, что Россия для него была «страной простора, страной песни, страной печали, страной минора, страной Христа». Как и в любом истинно русском искусстве, эта укоренённость в родной земле проявляется в духе, в атмосфере произведения, которую ярко донесли исполнители.

Стремлением создавать «искусство духовное и простое» композитор жил всю жизнь. Сам Георгий Васильевич ценил музыку и поэзию за простоту. Он имел в виду ту особую простоту, которая является отражением Бога и в людях, и во всём, что они делают. Как достичь этого – тайна. Свиридов писал: «За последние годы в искусстве вообще и в музыке в частности очень много придумано нового. Но мне кажется, в искусстве главное – это как раз то, чего вообще нельзя придумать. Это главное является как откровение…

Светлана Ломоносова, Мария Реченко