Ростовский соловей, или королева Марго

22 февраля прошел юбилейный вечер зав. кафедрой сольного пения, заслуженной артистки Казахстана, профессора Ростовской консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова М. Н. Худовердовой.

Свое 80-летие она отметила на камерной сцене своего любимого Ростовского музыкального театра, в который (тогда еще театр музкомедии) впервые пришла более 60 лет назад, студенткой училища. В конце войны, после освобождения Ростова, выступая в многочисленных концертах с исполнением знаменитого алябьевского романса, она получила лестное прозвище «Ростовский соловей». Вскоре ее общение с театром прекратилось на 30 лет, которые вместили в себя учение в Московской консерватории в классе Анатолия Доливо, работу в Алма-атинском оперном театре, где она пела практически все партии лирико-колоратурного сопрано, гастроли в Москве и Ташкенте, Фрунзе и Риге, Саратове и Баку, Перми, Омске, Новосибирске. С 1972 Маргарита Николаевна на педагогической работе в родном городе, в Ростовской консерватории. А в последние годы – еще и педагог-консультант в музыкальном театре. Значительная часть оперной труппы состоит из ее выпускников.

Для всего «семейства» театра она является авторитетом. По словам выступившего с краткой речью художественного руководителя театра В. Кущева, нередко на заседаниях художественного совета Маргарита Николаевна своими строгими и бескомпромиссными оценками побуждает руководство пересмотреть те или иные творческие решения.

Режиссеру-постановщику О. Зимину удалось превратить юбилейный вечер в концерт-спектакль, где наряду с традиционными номерами (романсы, арии и ансамбли из опер) были трогательные и забавные сюрпризы. Все началось с Пролога из «Фауста» Ш. Гуно в исполнении солистов театра В. Кабанова и А. Мусиенко. На звучании лейттемы Маргариты неожиданно распахнулся внутренний занавес, и на возвышении появилась – Она. Фауст и Мефистофель помогли ей сойти с пьедестала и усадили в эффектно декорированное кресло, напоминавшее трон. Что тоже неслучайно: в театре и консерватории ее за глаза называют «Марго», а раз Марго, то – королева. Это вполне соответствует ее характеру и внешнему облику.


Со словом о юбиляре выступил заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор А. Цукер, проникновенно и с юмором рассказавший о ярких страницах ее жизни. Он же огласил поздравления от Федерального агентства по культуре и кинематографии и от Губернатора Ростовской области В. Ф. Чуба.

Именинницу пришли поздравить также проректор по учебной работе РГК, заслуженный деятель искусств А. Денежкин, в зале и на сцене были студенты и выпускники М. Худовердовой, артисты театра, поклонники.

Главным сюрпризом, державшимся втайне даже от коллег по театру, была новая интерпретация популярного оперного шлягера – квартет из 1 картины «Евгения Онегина» Чайковского. Четверо солистов-мужчин исполнили непростой в ансамблевом отношении номер, остроумно пародируя не только сцену из оперы, но также собственную постановку театра. Зрители от души смеялись, глядя и на пускание мыльных пузырей, и на игру «сестер» в «ладушки», хорошо знакомые по спектаклю. Завершился квартет вручением подарка – банки варенья, извлеченной «няней» из казана, в котором она его «варила» на протяжении всего действа: «Варенье „Ларинское“, рекомендуется принимать с крепким и горячительным Чайковским».

Финальным апофеозом концерта стало исполнение всеми участниками вечера «Застольной» из оперы «Травиата» Верди. Под пьянящие звуки совершилось «крупное историческое событие» – презентация шампанского с логотипом Ростовского музыкального театра. Каждый «чокнулся» с именинницей.

В заключение М. Худовердова сказала: «Когда я пела на сцене – получала удовольствие, преподавание требует куда большей ответственности, ибо отвечаешь не за себя, а за своих студентов. А то, что мне 80, говорит лишь о том, что мои года – мое богатство».

Мария Реченко, Светлана Ломоносова