У нас в гостях – студенты-композиторы из Москвы

В России немало музыкальных вузов, все они разные – по педагогическому составу, особенностям учебных планов, по творческому уровню студентов. Обучаясь в провинциальной консерватории, я все время задавалась вопросом: «А как обстоит дело в других»? Студенческие конференции, обменные концерты давно не в моде. Иногда только можно созерцать профессуру столичного вуза на «взрослых» конференциях, но это бывает раз в год. Пообщаться со студентами из других городов вообще не удавалось до недавнего времени.

Но недавно в РГК произошло долгожданное событие! Силами студентов Ростовской и Московской консерваторий был проведен концерт, программа которого состояла из произведений москвичей, а исполнителями выступили ростовчане. Концерт состоялся благодаря инициативе и организаторским усилиям, проявленным Григорием Хурдаяном-мл. и Антоном Светличным. Их поддержали профессора Ростовской консерватории А. В. Рукин, М. А. Черных, В. Ф. Красноскулов.

Произведения московских композиторов произвели на ростовскую публику огромное впечатление. Все они отличаются целостностью замысла, ясностью формы. Чувствуется уже достаточно твердая композиторская рука и определенные стилистические предпочтения. Уже после первого произведения зал разразился овациями!

Нина Форниева привезла струнный квартет «Худаег Уацилла» и «Тихую музыку» для двух ф-но, Татьяна Сальникова – струнный квартет и вокальный цикл «Подорожник» на стихи А. Ахматовой для голоса, кларнета и фортепиано, Ольга Смоленская – «Сонату-детектив» для флейты и фортепиано, струнный квартет №2, Анна Михайлова – струнный квартет. Произведения исполнили: Е. Добровольская, И. Войтухова, Т. Сахарова, М. Нимиря, М. Абрамянц, А. Гадар, Л. Заболотная, М. Чакуриди, Е. Васильева, П. Бойко, Е. Бахтиярова, О. Никитина, М. Пашкова, А. Пашков, К. Манучарян, А. Куликова, С. Маршанский, О. Швыдкая, М. Чалых, А. Жлобич, П. Матросов, В. Павлов, О. Позднякова. После концерта мне удалось пообщаться с Анной Михайловой, студенткой класса Тихона Хренникова.

– Сегодняшний день для тебя – событие?

– Да. Это первый раз. Я приехала сюда по частной инициативе. Для меня очень важно, чтобы эта музыка звучала, особенно если в этом заинтересованы сами исполнители.

– С какими проблемами приходится сталкиваться композитору сейчас?

– Я считаю, что если человек чего-то хочет, он добьется этого, независимо от возникающих проблем. Если ты пишешь музыку, и она должна звучать, то ты этого добьешься. Нужно при написании всегда думать, как это будет звучать, не должно быть случайных моментов. Конечно, всегда стоит проблема с исполнителями, но мои друзья мне активно помогают.

– У каждого композитора свой тип мышления. А какой тип мышления у тебя?

– Я думаю, что инструментальный. Я слышу инструмент и пишу для него музыку. Хотя это еще и зависит от конкретной задачи произведения. Я бы не сужала рамки, ведь каждое произведение можно увидеть с разного расстояния и разных позиций.

– Аня, расскажи о произведении, которое было сегодня исполнено.

– Этот квартет я написала весной 2003 года. Я как-то читала новеллы испанского философа Мигеля де Унамуно, и прочитала в одной из них стихи, они совпали с одним периодом в моей жизни. Потом я заболела. Когда я их вновь перечитывала, у меня внутри начинала звучать музыка. Написала квартет и после этого выздоровела. Я показала этот квартет своему преподавателю Тихону Николаевичу Хренникову, ему понравилось, позднее я показала его Андрею Яковлевичу Эшпаю, а спустя 2 года этот квартет выиграл на конкурсе студентов московской консерватории.

– Что у тебя написано за последние годы?

– Партита для органа, балет «Дом Бернарде Альбе» по сюжету Гарсиа Лорки, «Метаморфозы» для 12-ти инструментов, Дуэт для 2-х скрипок, пьеса для клавесина с флейтой, дуэт для 2-х кота.

– Расскажи о своих планах на будущее.

– Хочу написать произведения, которые задумала, сохранить желание узнавать новое, играть на органе и на кота. Да поможет Бог…

Маргарита Рогачева