Семнадцатое мгновение

Вот и подошел черед холодного сезона. Календарный год отжил свои юность, зрелость и отмечает, наконец, свой закат, встречая ростовчан свинцовой тяжестью неба и порывами ветра.

А зал ростовской филармонии с нетерпением ожидает события, наделенного не по-осеннему чертами новизны и совсем не подходящего к сумрачной атмосфере города. Причиной тому явился, конечно же, День рождения, торжество обновления, и, пожалуй, единственный праздник, когда все почести и поздравления достаются лишь одному. Но на этот раз именинник не один, а таковых - целый коллектив: отмечает свое семнадцатилетие газета «Музыкальное обозрение». Появившись на свет в 1989 году, сегодняшнее издание, не смотря на свое несовершеннолетие, представляет своему читателю вполне зрелый взгляд на профессиональное музыкальное искусство, демонстрирует богатейшие творческие возможности музыкантов и музыкальных коллективов.

Каждый выпуск МО - произведение искусства, ведь все в нем дышит творчеством: сам материал выпуска, работа с ним. Достаточно, к примеру взглянуть на обложку, как видим музыкально-художественный образ, меняющий из номера в номер свои формы и настроения, подобно калейдоскопу. Большой выдумщик и мастер обращения с фотографией, режиссурой, изобразительным искусством - главный редактор А. Устинов.

Первый фестиваль, организованный МО в 2004 году и приуроченный 15-летию газеты, положил начало пока еще молодой традиции, получившей свое логичное продолжение в году нынешнем. Более того, это событие совпало с юбилейным выпуском - №250. Оригинальным стало и музыкальное приношение столь необычному юбилейному совпадению. 10 взглядов на 10 заповедей явились детищем не только самых популярных композиторов года, но и множества бойцов невидимого фронта: разного рода жюри, организаторов и т. д. Подобно такому коллективному творчеству, не менее массовым оказался и сам фестиваль, охвативший около 38 городов России (!). О чем же это говорит? О саморекламе, рейтинге, стремлении держать имидж? Само собой (сегодня без этого, пожалуй, не обойтись), но не только! Думаю, если такие явления имеют место быть, то это кому-то все-таки нужно и, в первую очередь это многочисленный информационный потребитель, он же внимательный читатель, заинтересованный слушатель и самый строгий критик... Молодое издательство, его юный возраст, новые Взгляды - все это актуально, свежо и не по сезону проникнуто настроением весны.

И вот - новая дата, очередной тур по городам России, другие замыслы...

Но, собственно, почему 17? Достаточно нестандартное число, как для юбилея. И до круглой даты, вроде, еще не доросли, и свои 15 уже достойно отфестивалили ... С другой стороны, почему бы и нет? Столь юный возраст, приравненный к довольно солидному стажу, оставляет за собой право на реализацию самых неожиданных, но любопытных проектов.

Так, вспоминая вчерашние 10 взглядов, можно с уверенностью говорить об идее фестиваля этого года, как не менее интересной, оригинальной, загадочной... Глядя на программу концертов, взгляд сразу выхватывает фамилии авторов разных ;времен и народов. Когда и при каких обстоятельствах мы могли наблюдать такое собрание сочинений? Опус 17 - таково название концертов, приуроченных событию. В нем заключено сразу несколько смыслов. Это семнадцатый год от рождения, семнадцатый жизненный опус, с каждым годом все более мудрый и опытный, и, наконец, это суть концертной программы, при подборе которой главным критерием стала именно цифра 17. Таким образом, программа, составленная из произведений либо сочиненных композиторами в возрасте 17 лет, либо относящихся к ор.17, стала сама по себе множественным символом.

Говоря, собственно, о цифре 17, интересно отметить ее составляющие, заключающие в себе глубокие символические значения. Это - 1 и 7. Единица, как олицетворение единства начала и конца всех вещей, в значении 17 получает магическое умножение другим таинственным числом - семеркой. Это число духовного порядка, священное и совершенное число, символ творения (как в христианстве)... Вот такое гармоничное и противоречивое числовое сочетание и стало предметом интереса и внимания сегодня.

Ф. Шопен, Й. Гайдн, А. Скрябин... Сочинения этих авторов не могут быть связанны ни временем, ни стилем, но все они принадлежат опусам с №17. В этом случае речь идет уже о возрасте композиторской деятельности, о наличии определенного уровня мастерства.

Концертная программа, посвященная МО, исполняется преподавателями и студентами консерватории им. С. В. Рахманинова (что в очередной раз демонстрирует теснейшее сотрудничество двух городов, двух культурных центров), учащихся ССМШ. Так еще один любопытный факт заставляет обратить на себя внимание. Почетная роль открывающего концерт предоставлена Любови Чаленко, учащейся 10 класса Колледжа (скрипка), жизненный опыт которой измеряется почти 17-ю годами. Совпадение?..

Напротив, кульминацией и логичным завершением концерта станет выступление заслуженного артиста России, профессора Владимира Дайча. Воплотился, таким образом, принцип своеобразной арки: от ученика, у которого впереди еще огромный, интересный творческий путь - к мэтру, имеющего за плечами богатейший опыт, от малоизвестных сочинений - к шедеврам мирового музыкального искусства, от юности - к зрелости, от пробы пера - к мастерству...

Примечательна так же эта программа и своей камерностью, которая в некоторой степени отвечает романтике 17-летнего возраста, новизне взглядов и т. д... Ю. Рейсс называет Легенду Г. Венявского документом сердца, что, на мой взгляд, применимо, если не ко всем, то к большинству этих звучащих поздравительных открыток.

Из множества подобных совпадений, мелочей, моментов складывается не только отдельная концертная программа, но вся наша жизнь. И вот одно из таких мгновений - семнадцатое - предлагает нам для совместного проживания МО.

Не смотря на то, что осень-зима уже радушно раскрывает свои объятья, фестиваль Музыкальное обозрение - 2006 - событие поистине весеннее, возрожденческое. Это же читаем у И. Царева:

...Или зря мы греховным уныньем смущаем умы,

В суете делим время на горькие дольки лимона?

И сокровищем где-то пылятся слова Соломона:

Все проходит. Пройдут и семнадцать мгновений зимы...

Евгения Головко