Дебют обезьянки

На «Ростовских премьерах» этот концерт был, несомненно, одним из самых ожидаемых.

Конец осени. Низкое, хмурое небо. Опадают последние листья. Хочется праздника, светлого настроения, душевного трепета (но, конечно же, не от холода!). И как же в этом смысле уже третий раз подряд везёт ростовским поклонникам классической музыки – ведь именно осенью проходят уже полюбившиеся и успевшие стать традиционными фестиваль «Ростовские премьеры»! Фестиваль этого года значительно «вырос» и окреп, хотя бы по сравнению с предыдущим. В восемнадцати концертах участвует рекордное число музыкантов высокого профессионального класса, многие из которых специально приехали из Москвы и из-за рубежа.

Но фестиваль этот, в первую очередь композиторский, и главные герои в нем – признанные композиторы современности и их творения. Концерт 16 ноября, состоявшийся в большом зале Ростовской филармонии, привлек внимание музыкантов и любителей еще в тот момент, когда появились афиши: музыки для четырех ведер и заводной обезьянки в Ростове еще не слышал никто!

Всего же прозвучало пять произведений современных авторов, самым «классическим» из которых (вернее, уже успевшим стать таковым) оказался Родион Щедрин.

Итак, зал снова полон. Это был седьмой концерт из намеченных – фестиваль движется к своей середине и, похоже, интерес публики к нему лишь возрастает. Что приятно, ведь нечасто у нас в Ростове случается бум современной академической музыки!

На этом вечере в разных произведениях выступили два выдающихся солиста – москвичи народный артист России Фридрих Липс (баян) и заслуженный артист Александр Князев (виолончель). За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Петр Грибанов – выдающийся мастер, подлинный профессионал.

Первое произведение – «Променад-увертюра» Джона Корильяно (США) – сразу же ввело слушателей в атмосферу праздника. Замысел весьма необычен: вначале под музыку ударных, медных и флейты (марш) оркестр «гуляет» по сцене. Под этот марш выходит дирижер и все музыканты, и музыка начинается «заново». Чувствуется стопроцентный американский юмор! К сожалению, осуществить задуманное не удалось по условиям филармонической сцены, ног публика задумку поняла и приняла. Комические моменты, перемежаясь с лирическими отступлениями альтов, создавали искомое композитором настроение, солнечное и светлое, какое охватывает нас при виде уличных духовых оркестров, музыка которых невольно возникает в памяти.

Александр Князев, исполнявший Виолончельный концерт А. Чайковского, сорвал аплодисменты еще до того, как взял первую ноту, причем заслуженно. Все сочинение (а это шесть вариаций с темой) зарядило потрясающей энергетикой солиста и словно заворожило слушателей.

И снова яркий контраст: «Диалоги с Шостаковичем» Родиона Щедрина. Композитор ищет тонкие аллюзии со стилем великого мастера, юбилей которого недавно отмечали во всем мире, в том числе и в Ростове. Необычайно глубокое произведение несомненно, произвело должное впечатление и тронуло за душу каждого.

Название «Липс-концерат» Ефрема Подгайца содержит в себе посвящение известному артисту, который и исполнял это произведение. Чего здесь только нет! Вальсовые интонации, фокстрот, танго, джазовые импровизации, цитаты Баха… Блестящая техника Фридриха Липса в сочетании с мастерством Петра Грибанова и профессионализмом оркестра сделали свое дело – публика восторженно им рукоплескала.

Произведение Юрия Каспарова «Con moto morto», написанное для четырех ведер, струнного оркестра и заводной обезьянки, – стало кульминацией вечера. Театрально исполнявшие свои партии (на ведрах) ударники вызывали искренние улыбки на лицах слушателей. Правда, авторский замысел произведения поняли не все. И весь задуманный трагический эффект был не вполне воспринят. Может, наша публика просто еще не привыкла к столь необычным инструментам – ведрам! Да и «исполнитель» коды произведения – настоящая заводная обезьянка, которая бьет в игрушечные тарелки все медленнее и медленнее, и потом останавливается, – была весьма непривычна…

Ясно одно: это был, несомненно, хороший опыт. С нетерпением ждем следующего концерта и знаем, что именно здесь, в Ростовской филармонии в этот месяц творится история.

Марина Мухаметова