«Два» для пяти и не только…

Каждый раз, когда приходишь на концерт, который ведет А. М. Цукер, убеждаешься, что после его вступительного слова сказать лучше и интереснее практически невозможно. Каждый раз любуешься, с какой легкостью, непринужденностью он рассказывает об очень не простых, порой, вещах. На концерте 18 декабря слушатели могли еще раз в этом убедиться.

Было сказано и о главном действующем лице этого вечера – Муниципальном камерном ансамбле «Каприччио», истории его образования (в 1991 году под художественным руководством Маргариты Черных) и концертной деятельности, участниках квинтета и репертуаре. Было интересно узнать, что начинали музыканты с исполнения произведений, самых разных стилей и эпох, переложения которых для столь необычного состава – флейта, скрипка, виолончель, вибрафон и фортепиано – делали молодые ростовские композиторы, вскоре пополнившие репертуар оригинальными, написанными специально для этого ансамбля и ему же посвящаемыми сочинениями. В рамках II-го международного фестиваля современной музыки в этом концерте представили свои новинки многие из этого, - по выражению А. М. Цукера, «цеха композиторов», среди них: А. Хевелев, М. Фуксман, А. Гладких. Звучали в концерте имена и маститых композиторов: А. Веберн, Э. Денисов, С. Слонимский.

Ведущий уделил внимание каждому из них, особенно подробно останавливаясь на творческих биографиях ростовчан, и может быть, не всем известных именах К. Уманского и Ф. Гейсена. К абсолютно всем произведениям был предпослан краткий, но очень емко и глубоко отражающий их содержание, музыковедческий монолог, слушать который было не менее увлекательно, чем и то, о чем он говорился. Он каждый раз разжигал наше любопытство и давал пищу для размышлений, тем более что и сами произведения были очень не похожи друг на друга: представляли собой различные техники (репетитивную, додекафонную, коллажную), смешение стилей и жанров, ведь оказалось, что М. Фуксман пишет стихи! Вообще его имя фигурировало больше остальных, потому что, помимо своего произведения Ноктюрна № 3 «Луна. Вода. Дети», он выступил и в качестве аранжировщика сочинений Веберна, Денисова и Гейсена.

Концерт проходил в атмосфере легкого, дружеского общения с очень интересной музыкой. Задумывалось ли это составителями программы, решили ли они поиграть в слова, придать некую пикантность афишам, но практически все произведения, при всей их непохожести и оригинальности, объединил один забавный момент. Кроме образных и, самих по себе необычных, заголовков, в их названиях фигурировали либо числа, либо перечисления: «Три грации», Квинтет «Два», Квинтет «Кто мы» (13 эпизодов хроники). Все эти «арифметические тонкости» придавали еще большую свежесть и изысканность небольшому концерту. Даже количество самих слушателей, к сожалению, лишь наполовину заполнивших камерный зал Музыкального театра, нисколько не портило впечатления, а напротив, оказалось в общей тональности числовых метаморфоз и дало почувствовать присутствующим эксклюзивность, можно сказать, даже «элитарность» этого музыкального события, хотя оно вполне заслуживает аншлага. Пропустившие этот концерт теперь уже вряд ли узнают, о чем так интересно рассказывал А. М. Цукер!

Юлия Ободова

04.03.04