Музыка XXI века – какая она?

Перед посещением концерта молодых ростовских композиторов, я пыталась представить, какую же музыку я услышу? Как известно, современная музыка порой тяжела для восприятия ввиду использования композиторами новых приемов письма, сложных гармоний, ладовой неопределенности, необычных приемов исполнения. Но известно и то, что музыка последних десятилетий – это не только поиск нового «во что бы то ни стало», непривычного для рядового слушателя, но и возвращение к традиции. Пик поисков в области композиции пришелся на начло, середину XX века, когда додекафония, сериализм, алеаторика были едва ли не важнейшими средствами выражения композиторской мысли. Позднее возникла потребность в мелодике классико-романтического плана, и в гармонии, которая не чурается трезвучия, о чем можно судить по музыке известных современных композиторов.

Что же ожидает меня и других слушателей?

Программу концерта составили произведения начинающих композиторов – студентов Ростовской консерватории, обучающихся в классах профессоров Виталия Семеновича Ходоша и Галины Николаевны Гонтаренко. Следует отметить, что у студентов разная музыкальная подготовка, так, Гюли Камбарова (4 курс) и Елена Бурова (2 курс) получают второе высшее образование, обе учатся у Г. Н. Гонтаренко; Сюй Цзэн проходит подготовительный курс в классе того же педагога. Анастасия Шляховая (9 класс колледжа) и Людмила Денисенко (3 курс) занимаются в классе В. С. Ходоша.

Уже после первого представленного номера программы – Пяти пьес для флейты и фортепиано Сюй Цзэн – я поняла, что мои опасения были напрасны. Эта мысль на протяжении всего концерта все более утверждалась и крепла: я убедилась, что современная музыка может не только заставить себя слушать, но еще и вызывать искренние чувства.

Две пьесы для альта, виолончели и фортепиано Анастасии Шляховой очаровали слушателей красивой полифонией тембров, внесли некую романтическую нотку в концерт. Сонатина для фортепиано в 3-х частях Елены Буровой привлекла внимание своей глубокой эмоциональностью – чередованием экспрессии и глубокой сосредоточенной лирики. Людмила Денисенко представила I часть Сонаты для альта и фортепиано – эта музыка впечатлила своим изысканным тематизмом.

Пожалуй, кульминацией концерта и достойным его завершением стало произведение Гюли Камбаровой. Мемориал-квинтет, посвященный памяти Валерия Владимировича Липинского, близкого друга семьи композитора, не оставил равнодушным ни одного слушателя. Генерал-майор внутренних войск МВД РФ Валерий Липинский погиб в декабре минувшего года в результате вооруженного нападения в столице Дагестана Махачкале. Открывающее это печальное повествование звучание вибрафона символизировало идею светлой памяти о человеке, столь близком и дорогом для композитора. Вся скорбь, боль утраты, все то, что нельзя выразить словами, в полной мере воплотилось в музыке. Мир образов произведения настолько ярок и глубок, что остаться к нему безучастным мог только камень.

На концерте присутствовала вдова погибшего генерала. Едва отзвучали последние звуки Квинтета, она преподнесла композитору букет цветов. Навернувшиеся на глазах слезы подчеркнули этот волнующий момент.

Концерт превзошел все ожидания. В каждом услышанном произведении начинающих композиторов чувствовалась их искренность, кропотливый труд, частичка души.

Олеся Скрынникова